Практикум по русскому языку 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НГО «СОШ №1»)

Рабочая программа
по элективному курсу «Практикум по русскому языку»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 1 год (8 кл.)

Рабочая программа является компонентом содержательного раздела
ООП ООО с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом
от 28.08.2024 № 124

г. Новая Ляля
2024

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа

курса «Практикум по русскому языку»

составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и Федеральной программы основного общего
образования по русскому языку, в соответствии с кодификатором элементов
содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных
материалов основного государственного экзамена - 2025.
Программа построена на

принципах

обобщения

и

систематизации

учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык».
Предлагаемый

курс предназначен для обучающихся 8 класса, изучающих

русский язык на базовом уровне. Предусматривает учебные занятия 1 час в
неделю (34 часа в год).
Программа практикума по русскому языку предназначена для обобщённого
повторения практического курса в 8 классе.
Цель изучения курса:


формирование языковой и лингвистической компетенции, что
соответствует цели программы основного общего образовании по
русскому языку в 5-9 классах основной школы;



обогащение грамматического строя речи учащихся;



формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов,

умение

пользоваться

различными

лингвистическими

словарями.
Задачи изучения курса:
● обобщение знаний по работе

с текстом,

орфографии и пунктуации,

полученных с 5 по 8 класс;
● применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в
процессе освоения, обусловлены его практической направленностью:
работа с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные
вопросы

как

результат

лингвистических

и

самостоятельного

коммуникативных

осмысления
задач,

и

решения

мини-исследования

содержания
На

и
занятиях

языковых

средств

учащиеся

занимаются

конкретных текстов.
различными

видами

познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их
применении
мыслить

(репродуктивная
и

решать

деятельность),

практические

учатся

задачи

творчески

овладения

языком

(продуктивная деятельность).
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных
разделов в форме тестов и практических работ.
Ожидаемые результаты освоения учебного курса
Механизм формирования лингворечевой компетенции:


использование

основных видов чтения

(ознакомительно-изучающего,

ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;


извлечение необходимой информации из различных источников, в том

числе представленных в электронном виде;


анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;



анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его

частями;


анализ особенностей использования лексических средств и средств

выразительности;


тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми

нормами русского языка;


создание сочинения-рассуждения по данному тексту;



редактирование собственного текста;



применение в практике речевого общения основных норм современного

русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических
ресурсов русского языка;


соблюдение в практике письма основных норм языка;



использование в практике основных приёмов информационной переработки

устного и письменного текста.

Планируемые результаты:
Личностными

результатами освоения

программы

данного

курса

являются следующие:
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка

как

явления

национальной

культуры;

стремление

к

речевому

самосовершенствованию;
 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися
являются следующие:
 владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения:
 владение разными видами чтения;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться
словарями различных типов;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,

лексических, грамматических, стилистических норм;
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
 способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;
 умение

выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

сообщениями, докладами;
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам;
 коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия
в спорах, обсуждениях.
Предметными

результатами освоения

программы

данного

курса

являются следующие:
 представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
 освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и
письменная, стили языка;
 проведение различных видов анализа слова;
 понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
 осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую

сторону

речевого

художественной литературы.

высказывания

при

анализе

текстов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
I.Введение – 1ч
II.Текстоведение – 3 ч.
Понятие о тексте. Признаки текста. Аналитико-синтетические упражнения,
групповая работа, взаимоценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответрассуждение.
Микротема. Микротекст. Абзац.
микротема, основная мысль,
второстепенная

Смысловой анализ текста. Тема,

проблема, идея, авторская позиция. Главная и

информация.Композиционно-содержательный

анализ

текста,

эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по
ключевым словам.
Виды и средства связи предложений в тексте. Языковой нализ текстов, игра,
моделирование. Сочинение- миниатюра.
III. Приемы компрессии текста – 6 ч.
Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение,
обобщение, замена. Лекция учителя, анализ примеров. Конспект лекции.
Применение способов сжатия. Урок-практикум, самостоятельная работа.
Переработанный текст (черновик изложения). Урок-практикум, самостоятельная
работа.

Переработанный

текст

(черновик

изложения).

Урок-практикум,

самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения). Урокпрактикум,

самостоятельная

работа.

Переработанный

текст

(черновик

изложения).
Работа над изложением. Самооценка, самопроверка, самостоятельная
работа над ошибками Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над
ошибками. Сжатое изложение. Сжатое изложение.
IV . Работа над заданиями с кратким ответом – 12 ч.
Повторяются все разделы орфографии, синтаксиса и пунктуации, изученные
в 5-8 классах, включенные в задания ОГЭ; выполнение тестовых работ по
разделам:
работа над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми,
смысловыми),

над

построением

доминанты), фразеологизмами;

синонимических

рядов

(при

выделении

изобразительными средствами языка (метафорами, эпитетами, сравнениями
и т.д.).
правописание приставок, особенно пре- и при-,
правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
правописание -Н- и -НН- в различных частях речи,
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени;
написание не с разными частями речи;
правописание сложных существительных и прилагательных;
слитное, раздельное, дефисное написание наречий, производных предлогов,
союзов, частиц;
строение словосочетаний, вид подчинительной связи в них;
определение грамматической основы предложения;
определении обособленных, уточняющих членов предложения, а также слов
и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.
V. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением – 8 ч.
Понятия типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаки.
Рассуждение

(научное),

его

структура

и

особенности

(лексические,

морфологические,, синтаксические).
Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примероваргументов Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы
рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Анализ текстарассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый
ответ на поставленный вопрос. Составление схемы рассуждения, развернутый
ответ на поставленный вопрос.
Роль

знаков

препинания

на

письме.

Составление

таблицы,

спор

с

предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над сочинением.
Сочинение-рассуждение.Типы

речевых и грамматических ошибок. Способы их

устранения.
VI. Итоги года. Итоговый контроль – 4 ч.
Итоговая

зачетная

работа

с

использованием

контрольно-измерительных

материалов основного государственного экзамена. Анализ выполненных работ.

Тематическое планирование
8 класс
№

Тема

Модуль рабочей

Количество

программы «Практикум по

часов

русскому языку»
Вводное занятие. Структура
1

1

экзаменационной работы по

Введение

русскому языку и критерии
ее оценивания.
Понятие о тексте. Признаки

2

Текстоведение

3

текста. Виды и средства
связи предложений в тексте.
Комплексный анализ текста.
Языковые приёмы сжатия

3

Приемы компрессии

исходного текста:

текста

исключение, упрощение,

6

обобщение.
4

Работа над заданиями Орфография. Синтаксис.
с кратким ответом
Виды сочинений.

5

Этапы работы над
сочинением

6

12

Пунктуация.
Виды сочинений. Этапы

8

работы над сочинением.
Критерии оценивания
сочинения.

Контроль по итогам

Диагностическая работа

4

года
ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».