Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского муниципального округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НМО «СОШ №1»)
Рабочая программа
(ID 9550871)
по учебному предмету «Информатика» (базовый уровень)
для среднего общего образования
Срок освоения программы: 2 года (10-11кл.)
Рабочая программа является компонентом содержательного раздела ООП
СОО, утвержденной приказом от 30.08.2023 № 117 с изменениями от
28.08.2024 г. № 125, 29.08.2925 г. № 136
г. Новая Ляля
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровне среднего общего образования
даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на
базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе
для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации
обучающихся,
всероссийских
проверочных
работ,
государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является
основой для составления авторских учебных программ и учебников,
поурочного планирования курса учителем.
Информатика на уровне среднего общего образования отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, он
опирается на содержание курса информатики уровня основного общего
образования
и
опыт
постоянного
применения
информационнокоммуникационных
технологий,
даёт
теоретическое
осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре
тематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» охватывает вопросы устройства
компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая
компьютерные сети, использование средств операционной системы, работу в
сети Интернет и использование интернет-сервисов, информационную
безопасность.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов, формирование
навыков реализации программ на выбранном языке программирования
высокого уровня.
Раздел
«Информационные
технологии»
охватывает
вопросы
применения информационных технологий, реализованных в прикладных
программных продуктах и интернет-сервисах, в том числе при решении задач
анализа данных, использование баз данных и электронных таблиц для
решения прикладных задач.
Результаты
базового
уровня
изучения
учебного
предмета
«Информатика» ориентированы в первую очередь на общую
функциональную
грамотность,
получение
компетентностей
для
повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне для уровня среднего общего образования – обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, его готовности к
жизни в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение
информатики в 10 – 11 классах должно обеспечить:
сформированность
представлений
о
роли
информатики,
информационных и коммуникационных технологий в современном
обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
На изучение информатики (базовый уровень) отводится 68 часов: в 10
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку
обучающихся, ориентированных на те специальности, в которых
информационные технологии являются необходимыми инструментами
профессиональной деятельности, участие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровня сложности Единого
государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Цифровая грамотность
Требования техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения.
Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач.
Основные
тенденции
развития
компьютерных
технологий.
Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Программное обеспечение компьютеров. Виды программного
обеспечения и их назначение. Особенности программного обеспечения
мобильных устройств. Операционная система. Понятие о системном
администрировании. Инсталляция и деинсталляция программного
обеспечения.
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и
обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных
технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по
выбранной специализации. Системы автоматизированного проектирования.
Программное обеспечение. Лицензирование программного обеспечения
и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное программное
обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использование программного
обеспечения и цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая
законодательством Российской Федерации, за неправомерное использование
программного обеспечения и цифровых ресурсов.
Теоретические основы информатики
Информация, данные и знания. Универсальность дискретного
представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и
неравномерные коды. Условие Фано. Подходы к измерению информации.
Сущность объёмного (алфавитного) подхода к измерению информации,
определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между
размером алфавита и информационным весом символа (в предположении о
равновероятности появления символов), связь между единицами измерения
информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного
(вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с
позиции содержания сообщения.
Информационные процессы. Передача информации. Источник,
приёмник, канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при
передаче. Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение
информации, объём памяти. Обработка информации. Виды обработки
информации: получение
нового содержания, изменение
формы
представления информации. Поиск информации. Роль информации и
информационных процессов в окружающем мире.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы
управления. Управление как информационный процесс. Обратная связь.
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в
позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в
десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную.
Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в Pичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления,
перевод чисел между этими системами. Арифметические операции в
позиционных системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера.
Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки.
Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного
объёма текстовых сообщений.
Кодирование изображений. Оценка информационного объёма
растрового графического изображения при заданном разрешении и глубине
кодирования цвета.
Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных
при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования.
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия»,
«импликация», «эквиваленция». Логические выражения. Вычисление
логического значения составного высказывания при известных значениях
входящих в него элементарных высказываний. Таблицы истинности
логических выражений. Логические операции и операции над множествами.
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений. Логические функции. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Логические элементы
компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логических элементах
по логическому выражению. Запись логического выражения по логической
схеме.
Информационные технологии
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые
документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с
документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах.
Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и
оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств.). Графический редактор. Обработка графических объектов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Обработка изображения и звука с использованием интернетприложений.
Мультимедиа.
Компьютерные
презентации.
Использование
мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ.
Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей.
11 КЛАСС
Цифровая грамотность
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён.
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайтов). Сетевое
хранение данных.
Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени
(например, локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц.
Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети –
организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности
полученной информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности. Средства защиты
информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных
информационных системах. Правовое обеспечение информационной
безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к личной
конфиденциальной информации, хранящейся на персональном компьютере,
мобильных устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы
борьбы с ним. Антивирусные программы. Организация личного архива
информации. Резервное копирование. Парольная защита архива.
Информационные технологии и профессиональная деятельность.
Информационные ресурсы. Цифровая экономика. Информационная
культура.
Теоретические основы информатики
Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между
вершинами графа, определение количества различных путей между
вершинами ориентированного ациклического графа).
Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов
окружающего мира.
Алгоритмы и программирование
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования
(Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка
программирования. Типы данных: целочисленные, вещественные,
символьные, логические. Ветвления. Составные условия. Циклы с условием.
Циклы по переменной. Использование таблиц трассировки.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки конечной
числовой последовательности (вычисление сумм, произведений, количества
элементов с заданными свойствами), алгоритмы анализа записи чисел в
позиционной системе счисления, алгоритмы решения задач методом
перебора (поиск наибольшего общего делителя двух натуральных чисел,
проверка числа на простоту).
Обработка символьных данных. Встроенные функции языка
программирования для обработки символьных строк.
Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование элементов
массива, подсчёт количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нахождение наибольшего (наименьшего) значения
элементов массива, нахождение второго по величине наибольшего
(наименьшего) значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов
массива в обратном порядке.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки
(например, метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками).
Подпрограммы.
Информационные технологии
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность
решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация данных, интерпретация результатов.
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диапазона.
Компьютерно-математические
модели.
Этапы
компьютерноматематического моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Запросы
к многотабличным базам данных.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в
компьютерных играх. Использование методов искусственного интеллекта в
обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в
робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных
интеллектуальных систем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона
и
правопорядка,
соблюдение
основополагающих
норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных
и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса
и общественной практики, за счёт понимания роли информационных
ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отражённые в универсальных учебных действиях, а именно:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
уметь смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 10 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный
процесс»,
«система»,
«компоненты
системы»,
«системный эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по
выбранной специализации;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
материалов, размещённых в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды);
владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах
счисления, выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики;
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 11 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование
методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер
безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных
данных;
владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять
кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между
вершинами ориентированного ациклического графа;
умение читать и понимать программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и
символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#),
анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки, определять
без использования компьютера результаты выполнения несложных
программ, включающих циклы, ветвленияи подпрограммы, при заданных
исходных данных, модифицировать готовые программы для решения новых
задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм
(процедур, функций);
умение реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#)
типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и
массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей,
нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа,
записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10,
вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой
последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического,
минимального и максимального элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с
вычисляемыми полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе
данных, наполнять разработанную базу данных, умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных
(включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и
наименьшего значений, решение уравнений);
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять
анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать
соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять
результаты моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных цифровых технологий, понимание возможностей
цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных
сервисов,
понимание
возможностей
и
ограничений
технологий
искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений об
использовании информационных технологий в различных профессиональных
сферах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Цифровая грамотность
1.1
Компьютер: аппаратное и программное
обеспечение, файловая система
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
6
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
6
Раздел 2.Теоретические основы информатики
2.1
Информация и информационные
процессы
5
2.2
Представление информации в
компьютере
8
2.3
Элементы алгебры логики
8
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
21
Раздел 3.Информационные технологии
3.1
Технологии обработки текстовой,
графической и мультимедийной
информации
Итого по разделу
7
7
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
0
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Цифровая грамотность
1.1
Сетевые информационные технологии
5
1.2
Основы социальной информатики
3
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
8
Раздел 2.Теоретические основы информатики
2.1
Информационное моделирование
Итого по разделу
5
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
5
Раздел 3.Алгоритмы и программирование
3.1
Алгоритмы и элементы
программирования
Итого по разделу
11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
11
Раздел 4.Информационные технологии
4.1
Электронные таблицы
6
4.2
Базы данных
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
4.3
Средства искусственного интеллекта
Библиотека ЦОК
2
Итого по разделу
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
https://m.edsoo.ru/f47857e0
2
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Техника безопасности и гигиена
при работе с компьютерами.
Принципы работы компьютера
1
2
Тенденции развития
компьютерных технологий
1
3
Программное обеспечение
компьютера
1
4
Операции с файлами и папками
1
5
Работа с прикладным
программным обеспечением
1
6
Законодательство Российской
Федерации в области
программного обеспечения
1
7
Двоичное кодирование
1
8
Подходы к измерению
информации
1
9
Информационные процессы.
Передача и хранение информации
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/820e7a19
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/06b14abb
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dc08b2c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/228ee427
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cdfae35e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/06a855bf
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/38214cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9deef96b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da4dd13d
10
Обработка информации
1
11
Системы, компоненты систем и
их взаимодействие
1
12
Системы счисления
1
13
Алгоритмы перевода чисел из Pичной системы счисления в
десятичную и обратно
1
14
Двоичная, восьмеричная и
шестнадцатеричная системы
счисления
1
15
Арифметические операции в
позиционных системах счисления
1
16
Представление целых и
вещественных чисел в памяти
компьютера
1
17
Кодирование текстов
1
18
Кодирование изображений
1
19
Кодирование звука
1
20
Высказывания. Логические
операции
1
21
Логические выражения. Таблицы
истинности логических
выражений
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/60f2394f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b3b712c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/06c384e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/de2c5353
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b2010e6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8f8cd2cb
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5dd23ae4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a8b48364
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/61d9006a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4c662a0d
22
Логические операции и операции
над множествами
1
23
Законы алгебры логики
1
24
Решение простейших логических
уравнений
1
25
Логические функции. Построение
логического выражения с данной
таблицей истинности
1
26
Логические элементы
компьютера
1
27
Контрольная работа по теме
"Теоретические основы
информатики"
1
28
Текстовый процессор и его
базовые возможности
1
29
Коллективная работа с
документом. Правила
оформления реферата
1
30
Растровая графика
1
31
Векторная графика
1
32
Создание и преобразование
аудиовизуальных объектов.
Компьютерные презентации
1
33
Принципы построения и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ad7328fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4fad160e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bb9d8b7f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f1593521
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/46ba058b
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5fad1b53
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/aa862c53
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/aaba738c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b0ececed
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c686f9bb
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/45633de5
Библиотека ЦОК
редактирования трёхмерных
моделей
34
Контрольная работа по теме
"Технологии обработки
текстовой, графической и
мультимедийной информации"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/d7253a6a
1
1
34
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/acc1db62
0
11 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Все
го
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
Дата
изучен
ия
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1
Принципы
построения и
аппаратные
компоненты
компьютерных
сетей. Сетевые
протоколы.
Сеть Интернет.
Адресация в
сети Интернет.
Система
доменных имён
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/04ed7e2d
2
Веб-сайт. Вебстраница.
Взаимодействи
е браузера с
веб-сервером.
Динамические
страницы.
Разработка
интернетприложений
(сайтов).
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/189f67e7
Сетевое
хранение
данных
3
Виды
деятельности в
сети Интернет.
Сервисы
Интернета
4
Сетевой этикет.
Проблема
подлинности
полученной
информации
1
https://m.edsoo.ru/b0e87321https://m.edsoo.ru/50da30fbhttps://m.e
dsoo.ru/5248229e
5
Государственн
ые электронные
сервисы и
услуги.
Открытые
образовательны
е ресурсы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1658594e
6
Техногенные и
экономические
угрозы,
связанные с
использование
м ИКТ. Защита
информации и
информационна
я безопасность
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/68ac9784
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f51ef401
Библиотека ЦОК
7
Вредоносное
программное
обеспечение и
способы
борьбы с ним
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/039e1c9b
8
Организация
личного архива
информации.
Информационн
ые технологии
и
профессиональ
ная
деятельность
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7981dba5
9
Модели и
моделирование.
Представление
результатов
моделирования
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/abbcd321
10
Графы.
Решение
алгоритмическ
их задач,
связанных с
анализом
графов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/079bc8f8
11
Деревья.
Дискретные
игры двух
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/68a2d279
игроков с
полной
информацией
12
Использование
графов и
деревьев при
описании
объектов и
процессов
окружающего
мира
1
13
Контрольная
работа по теме
"Информацион
ное
моделирование
"
1
14
Анализ
алгоритмов.
Этапы решения
задач на
компьютере
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c1535090
15
Язык
программирова
ния. Основные
конструкции
языка
программирова
ния. Типы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3012411
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/82cb0c49
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4b24ce20
данных
16
Ветвления.
Составные
условия
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e1b7db2d
17
Циклы с
условием.
Циклы по
переменной
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/10ab9353
18
Разработка и
программная
реализация
алгоритмов
решения
типовых задач
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5d4f7ac9
19
Разработка и
программная
реализация
алгоритмов
решения задач
методом
перебора
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/72a11b12
20
Обработка
символьных
данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d234361
21
Табличные
величины
(массивы)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b37f7ca0
22
Сортировка
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/660ff291
одномерного
массива
23
Подпрограммы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3bb7214a
24
Контрольная
работа по теме
"Алгоритмы и
элементы
программирова
ния"
1
25
Анализ данных.
Основные
задачи анализа
данных
1
26
Последователь
ность решения
задач анализа
данных
1
27
Анализ данных
с помощью
электронных
таблиц
1
https://m.edsoo.ru/e0aaf73ahttps://m.edsoo.ru/24865de3https://m.e
dsoo.ru/b808dfd9
28
Компьютерноматематические
модели
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2e62e4a7
29
Работа с
готовой
компьютерной
моделью
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2ac0c441
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2ff5fd90
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/096dddd8
Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e0e7ee3b
Библиотека ЦОК
30
Численное
решение
уравнений с
помощью
подбора
параметра
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c5699db9
31
Табличные
(реляционные)
базы данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/87468fbd
32
Работа с
готовой базой
данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/487808d8
33
Средства
искусственного
интеллекта
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9c62b830
34
Перспективы
развития
компьютерных
интеллектуальн
ых систем
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5225af37
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
0
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
По теме «Цифровая грамотность»
Владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
1.1
1.2
1.3
«информационный процесс», «система», «компоненты системы»,
«системный
эффект»,
«информационная
система»,
«система
управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет;
умение критически оценивать информацию, полученную из сети
Интернет
Умение характеризовать большие данные, приводить
источников их получения и направления использования
примеры
Понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций
развития компьютерных технологий; владение навыками работы с
операционными системами и основными видами программного
обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации
2
По теме «Теоретические основы информатики»
2.1
Понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации; умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах
дискретизации
2.2
Умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды); использовать
простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять
ошибки при передаче данных
2.3
Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах
счисления
2.4
Владение теоретическим аппаратом, позволяющим выполнять
преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики
По теме «Информационные технологии»
3
3.1
Умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств и облачных сервисов
3.2
Умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы в базах данных (в том числе
вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе
данных; наполнять разработанную базу данных
3.3
Умение использовать электронные таблицы для анализа, представления
и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего
арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение
уравнений)
11 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
1.1
1.2
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
По теме «Цифровая грамотность»
Наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений
Умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных средств цифровых технологий;
понимание возможностей цифровых сервисов государственных
услуг,
цифровых
образовательных
сервисов;
понимание
возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта
в различных областях; наличие представлений об использовании
информационных
сферах
2
2.1
3
технологий
в
различных
профессиональных
По теме «Теоретические основы информатики»
Владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять
кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между
вершинами ориентированного ациклического графа
По теме «Алгоритмы и программирование»
3.1
Умение читать и понимать программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе
массивов и символьных строк) на выбранном для изучения
универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль,
Python, Java, С++, С#); умение анализировать алгоритмы с
использованием таблиц трассировки; определять без использования
компьютера результаты выполнения несложных программ,
включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных
исходных данных
Умение модифицировать готовые программы для решения новых
3.2
3.3
4
4.1
задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм
(процедур, функций)
Умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение
реализовывать на выбранном для изучения языке программирования
высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые
алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и
массивов: представление числа в виде набора простых
сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры
натурального числа, записанного в системе счисления с основанием,
не превышающим 10; вычисление обобщённых характеристик
элементов массива или числовой последовательности (суммы,
произведения среднего арифметического, минимального и
максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих
заданному условию); сортировку элементов массива
По теме «Информационные технологии»
Умение использовать компьютерно-математические модели для
анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования,
выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту или
процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
10 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Цифровая грамотность
1.1
Принципы работы компьютера. Персональный компьютер.
конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач
Выбор
1.2
Основные тенденции развития компьютерных технологий. Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и
1.3
2
обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных технологий
и мобильных устройств
Теоретические основы информатики
2.1
Информация, данные и знания. Универсальность дискретного представления
информации. Двоичное кодирование
2.2
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано
2.3
Подходы к измерению информации. Сущность объёмного (алфавитного)
подхода к измерению информации, определение бита с точки зрения
алфавитного подхода, связь между размером алфавита и информационным
весом символа (в предположении о равновероятности появления символов),
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт,
Гбайт. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению
информации, определение бита с позиции содержания сообщения
2.4
Информационные процессы. Передача информации. Источник, приёмник,
канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при передаче.
Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение информации, объём
памяти
2.5
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы управления.
Управление как информационный процесс. Обратная связь
2.6
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в
позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в
десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную.
Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в P-
ичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления,
перевод чисел между этими системами. Арифметические операции в
позиционных системах счисления
2.7
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера
2.8
Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки. Стандарт
UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного объёма
текстовых сообщений
Кодирование изображений. Оценка информационного объёма растрового
графического изображения при заданном разрешении и глубине кодирования
2.9
цвета. Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных
при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы истинности
логических
операций
«дизъюнкция»,
«конъюнкция»,
«инверсия»,
«импликация», «эквиваленция». Логические выражения. Вычисление
логического значения составного высказывания при известных значениях
входящих в него элементарных высказываний. Таблицы истинности
логических выражений. Логические операции и операции над множествами.
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических
выражений. Логические функции. Построение логического выражения с
2.10
данной таблицей истинности. Логические элементы компьютера. Триггер.
Сумматор. Построение схемы на логических элементах по логическому
выражению. Запись логического выражения по логической схеме
Информационные технологии
3
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре.
Использование
стилей.
Структурированные
текстовые
документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с
документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах. Деловая
переписка. Реферат. Правила цитирования источников и оформления
библиографических ссылок. Оформление списка литературы
3.1
11 КЛАСС
Код
1
1.1
Проверяемый элемент содержания
Цифровая грамотность
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имён
2
Теоретические основы информатики
2.1
Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики)
2.2
Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов (построение оптимального пути между вершинами
графа, определение количества различных путей между вершинами
ориентированного ациклического графа)
2.3
Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии игры в
табличной форме. Выигрышные стратегии. Использование графов и деревьев при
описании объектов и процессов окружающего мира
3
Алгоритмы и программирование
3.1
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных,
при которых алгоритм может дать требуемый результат
3.2
Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования (Паскаль, Python,
Java, C++, C#). Основные конструкции языка программирования. Типы данных:
целочисленные, вещественные, символьные, логические. Ветвления. Составные
условия. Циклы с условием. Циклы по переменной. Использование таблиц
трассировки
3.3
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач
базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки конечной числовой
последовательности (вычисление сумм, произведений, количества элементов с
заданными свойствами), алгоритмы анализа записи чисел в позиционной системе
счисления, алгоритмы решения задач методом перебора (поиск наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел, проверка числа на простоту)
3.4
Обработка символьных данных. Встроенные функции языка программирования
для обработки символьных строк
3.5
Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами массива с
однократным просмотром массива: суммирование элементов массива, подсчёт
количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих заданному условию,
нахождение наибольшего (наименьшего) значения элементов массива,
нахождение второго по величине наибольшего (наименьшего) значения,
линейный поиск элемента, перестановка элементов массива в обратном порядке.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки (например, метод
пузырька, метод выбора, сортировка вставками). Подпрограммы
4
Информационные технологии
4.1
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность решения
задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества
данных, выбор и (или) построение модели, преобразование данных, визуализация
данных, интерпретация результатов
4.2
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы, среднего
арифметического, наибольшего и наименьшего значений диапазона
4.3
Компьютерно-математические модели. Этапы компьютерно-математического
моделирования: постановка задачи, разработка модели, тестирование модели,
компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования
4.4
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра
4.5
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с готовой базой
данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация записей.
Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля в
запросах. Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Запросы
к многотабличным базам данных
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1) Информатика, 10 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Общество с ограниченной
ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
2) Информатика, 11 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Общество с ограниченной
ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1) Информатика, 10 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Общество с ограниченной
ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
2) Информатика, 11 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Общество с ограниченной
ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной
аттестации обучающихся 10 класса по информатике
Спецификация контрольных измерительных материалов
Назначение работы – оценить уровень достижения обучающимися планируемых
результатов по информатике, а также универсальных учебных действий учащихся в
соответствии с требованиями ФГОС ООО за курс 10 класса по «Информатике».
Задания обеспечивают проверку всех разделов планируемых результатов освоения
программы.
Материал составлен соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного
общего образования по информатике, авторской программы Л.Л. Босовой. и на
основе учебно – методических комплектов: Босова Л.Л. Информатика (ФГОС) 10
класс – М.: Бином.
Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
Время выполнения: 40 мин.
Структура и содержание работы Контрольная работа состоит из 10 заданий,
различающихся уровнем сложности. Задания 1-10 базового уровня, позволяющие
проверить освоение базовых знаний и умений по предмету.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
№
задания
Уровень
Макс.
сложности
балл за
выполнени
е
задания
1
Базовый
2
3
Базовый
Базовый
4
Базовый
Проверяемые элементы содержания
Умение подсчитывать информационный объем
сообщения
Умение декодировать кодовую последовательность
Умение определять скорость передачи информации при
заданной пропускной способности канала, объем памяти,
не обходимый для хранения информации
Умение записывать числа в различных системах
счисления
задания
1
1
1
1
5
Базовый
6
Базовый
7
8
9
Базовый
Повышенный
Базовый
10
Базовый
Умение оценивать объём памяти, необходимый для
хранения текстовых данных
Определять информационный объем графических или
звуковых данных при
заданных
условиях
дискретизации
Знать принципы адресации в сети Интернет
Понимать принципы поиска информации в Интернете
Умение определять истинность составного высказывания
1
Умение анализировать простые алгоритмы для
конкретного исполнителя с фиксированным набором
команд
1
1
1
1
1
Критерии оценивания работы:
Задание с кратким ответом считается выполненным, если обучающимся
представлен ответ, совпадающий с верным ответом.
Задание развернутым ответом оценивается в 2 балла, если верно указаны оба
элемента ответа (решение и ответ); в 1 балл, если допущена одна ошибка в
расчетах; в 0 баллов, если оба элемента указаны неверно.
Максимальный балл за выполнение работы составляет – 10.
Баллы
Отметка
% выполнения работы
9-10 баллов
Отметка «5»
86-100%
7-8 баллов
Отметка «4»
71-85%
5-6 баллов
Отметка «3»
70-50%
менее 4 баллов
Отметка «2»
0-49%
Ключи оценивания
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант 1
1000
диктор
168,75
5
8
4
5316427
1040
42
9
Вариант 2
105
ковчег
23
17
8
2413756
1110
Вариант 1
1. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся
пароль, состоящий из 15 символов и содержащий только символы из 12символьного набора: А, В, C, D, Е, F, G, H, К, L, M, N. В базе данных для хранения
сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное
целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей, все
символы кодируют одинаковым и минимально возможным количеством бит. Кроме
собственно пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные
сведения, для чего отведено 12 байт на одного пользователя.
Определите объём памяти (в байтах), необходимый для хранения сведений о 50
пользователях. В ответе запишите только целое число — количество байт. Решение:
Ответ:__________________________
Ответ:__________________________
3.
Решение:
Ответ:__________________________
4. Сколько натуральных чисел Х удовлетворяет
неравенству 110101102 < Х40) И НЕ (х нечетное).
Решение:
Ответ:__________________________
Ответ:__________________________
Вариант 2.
1. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся
пароль, состоящий из 10 символов и содержащий только символы из 26символьного латинского алфавита, используются только прописные буквы. В базе
данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и
минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное
кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым и минимально
возможным количеством бит. Кроме собственно пароля, для каждого пользователя в
системе хранятся дополнительные сведения, для чего отведено 14 байт на одного
пользователя. Определите объём памяти (в байтах), необходимый для хранения
сведений о 5 пользователях. Решение:
Ответ:__________________________
Ответ:__________________________
3.
Решение:
Ответ:__________________________
4. Сколько существует натуральных чисел x, для которых выполняется
неравенство
1010112 < x < 758?
В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать не нужно.
Решение:
Ответ:__________________________
5.
Решение:
Ответ:__________________________
6.
Решение:
Ответ:__________________________
Ответ:__________________________
Решение:
Ответ:__________________________
9.
Решение:
Ответ:__________________________
Ответ:__________________________
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной
аттестации обучающихся 11 класса по информатике
ИНФОРМАТИКА
11 класс
Итоговая контрольная работа
1. Какой
информационный процесс осуществляется при преобразовании модемом аналогового
сигнала в дискретный?
1) представление; 2) передача; 3)прием; 4) хранение.
2. При сохранении данных в памяти компьютера минимальным объектом
манипулирования является:
1) символ; 2) пиксель;
3)бит
памяти; 4) байт памяти.
3. Среди режимов текстового редактора укажите тот, в котором отредактированный
текст записывается на диск:
1) режим ввода-редактирования;
2) режим работы с файлами;
3) режим поиска по контексту и замены;
4) режим орфографического контроля.
4. Объем
1)33;
2)26; 3)128; 4)256.
5. Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 225 бит?
1)4; 2)8;
3)3; 4)32.
6. Переведите число А2F,4 из шестнадцатеричной системы в десятичную.
1)2607,2510;
2)3542,7510;
4)1472,7510 .
7. Страница видеопамяти составляет 16000 байт. Дисплей работает в режиме 320*400
пикселей. Сколько цветов в палитре?
1)2; 2)4;
3) 8;
4)16.
8. Для хранения растрового изображения размером 64*64 пикселей отвели 1,5 килобайта
памяти. Какого максимально возможное число цветов в палитре изображения?
1)4;
2)256;
3)65536;
9. Рассчитайте
1)8,14 байт
4)8.
объем стереоаудио файла длительностью 10 с
2)1,22 Мбайт 3) 3,44 Мбайт;
10. Каков формат файла презентации, созданной в Microsoft Office Power Point 2003?
1) ppt;
1)4;
2) pptx; 3) pps; 4) pot.
2)256;
3)65536;
11. Рассчитайте
с
при
1)8,14 байт
4)8.
объем
стереоаудиофайла длительностью
16-битном кодировании и частоте дискретизации 32 кГц.
2)1,22 Мбайт 3)3,44 Мбайт; 4)5,12 Кбайт.
12. Каков формат файла презентации, созданной в Microsoft Office Power Point 2003?
2) ppt;
2)pptx; 3)pps; 4)pot.
13. Функциональные возможности табличных процессоров включают:
1) создание и редактирование данных в таблицах;
2) проведение различного рода вычислений с использованием аппарата функций
и формул;
3) оформление и публикацию документов;
4) получение выборки данных, удовлетворяющих некоторым критериям.
14. В клетке электронной таблицы с адресом А1 хранится число 17. В клетку с адресом
В1 занесена формула: =ЕСЛИ(А<10;2;ЕСЛИ(А<15;3;ЕСЛИ(А1<20;4;5))). Чему будет
равно значение клетки В1?
1)4 2)8 3)10 4)12.
15. Совокупность компьютеров, соединенных каналами для обмена информации и
находящихся в пределах одного (или нескольких) помещения, здания:
1) глобальная компьютерная сеть; 2)информационная система с гиперсвязями;
3)локальная компьютерная сеть; 4)региональная компьютерная сеть.
16. Какая характеристика модема является основной? 1)поддерживаемые протоколы;
3) чистота звука;
4) скорость передачи;
5) тактовая частота.
17. Сколько времени модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с,
затратит на передачу 4 страниц текста (каждая по 7200байт)?
1)10 с
2)15 с 3)8 с 4)20 с.
Часть В.
1. Скорость передачи данных через ADSL – соединение равна 1024000бит/с. Передача
файла через данное соединение заняла 5 с. Определите размер файла в килобайтах.
2. На сервере info.edu находится файл exam.net, доступ к которому осуществляется по
протоколу http. Фрагменты адреса данного файла закодированы буквами от А до G.
Запишите последовательность этих букв, которая кодирует адрес указанного файла в
Интернете.
А
info
В
/
С
.net
D
.edu
E
http
F
exam
G
://
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение работы – оценка достижений обучающимися 9 класса планируемых
результатов по информатике.
2. Содержание итоговой работы определяется на основе нормативных документов –
ФГОС ООО и Рабочей программы учителя.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Контрольная работа содержит 15 заданий.
№
1
2
3
Элементы содержания,
проверяемые в КР
Количественные
параметры
информационных
объектов
Кодирование
декодирование
информации
Код
1.1.3
Проверяемые предметные требования
2.3
и 1.2.2
2.1
Значение логического
1.3.3
выражения
2.1
к результатам обучения
оценивать
объем
памяти,
необходимый для хранения
текстовых данных
Уровень Баллы
Б
1
умение кодировать и
декодировать;
умение
декодировать
кодовую последовательность
Б
1
определять истинность
составного
Б
1
Б
1
высказывания
анализ
простейших
моделей объектов
4
Формальные описания
реальных объектов и
5
процессов
Простой линейный
алгоритм для
1.3.1
Б
1
6
2.1
формального исполнителя
Программа с условным
1.3.1
оператором
2.1
анализ простых алгоритмов для
конкретного исполнителя с
набором команд
формально исполнять
алгоритмы
записанные
на
языке
П
2
Б
1
1.1.2
2.4.2
7
8
Информационно-
2.7.3
коммуникационные
технологии
Запросы для поисковых
систем с использованием
3.4
2.4.1
программирования
знать принципы адресации в
сети Интернет
понимать
принцип
информации в Интернете
Б
1
умение
анализировать
информацию, представленную в
виде схем
П
2
2.5
9
логических выражений
Анализирование
информации,
представленной в виде
схем
2.5.2
2.4.2
10 Сравнение чисел в
различных системах
1.1.3
1.2
счисления
записывать числа
в
различных системах
счисления
4. Время выполнения работы 40 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование – нет
6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Правильно выполненная вся работа оценивается в 15 баллов.
Таблица перевода тестовых баллов в школьные отметки
Баллы
Оценка
0-9
2
10-12
3
1. Ответы
№ задания
Уровень А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Уровень В
1
2
Ответ
1
3
2
4
1
1
1
4
2
1
2
1
3
3
3
625
EGADBFC
13-15
4
16-17
5
Б
1
Кодификатор элементов содержания (КЭС) по информатике для 11 класса
Код
Код
раздел элемента
а
1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
1.1
Представление информации
Информация. Язык как способ
1.1.1 представления и передачи
1.1.2
информации: естественные и
формальные языки
Формализация описания
реальных объектов и процессов,
1.1.3
моделирование объектов и
процессов
Дискретная форма
представления информации.
1.2
Описание элементов содержания, проверяемых в ходе
экзамена
Единицы измерения количества
информации
Передача информации
Процесс передачи информации,
источник и приемник
1.2.1
1.2.2
1.3
информации, сигнал, скорость
передачи информации
Кодирование и декодирование
информации
Обработка информации
1.3.1
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи
1.3.2
1.3.3
1.3.4
алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный
1.3.5
алгоритм
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа,
списки, деревья
1.4
Компьютер как универсальное
устройство обработки
информации
1.4.1
1.4.2
Основные компоненты компьютера и их функции
Командное взаимодействие пользователя с компьютером,
1.4.3
графический интерфейс пользователя
Программное обеспечение, его структура. Программное
обеспечение общего назначения
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОЕИИ
2
2.1
Основные устройства,
используемые в ИКТ
2.1.1
Соединение блоков и устройств компьютера, других
средств ИКТ; простейшие операции по управлению
(включение и выключение, понимание сигналов о
готовности и неполадке и т. д.); использование
различных носителей информации, расходных
материалов. Еигиенические, эргономические и
технические условия безопасной эксплуатации средств
ИКТ
Создание, именование, сохранение, удаление объектов,
организация их семейств. Файлы и файловая система.
2.1.2
2.1.3
2.1.4
Архивирование и разархивирование. Защита информации
от компьютерных вирусов
Оценка количественных параметров информационных
объектов. Объем памяти, необходимый для хранения
объектов
Оценка количественных параметров информационных
процессов. Скорость передачи и обработки объектов,
стоимость информационных продуктов, услуг связи
2.2
Запись средствами ИКТ
информации об объектах и о
процессах окружающего мира
2.2.1
Запись изображений и звука с использованием
различных
устройств
2.2.2
Запись текстовой информации с использованием
2.2.3
2.2.4
различных устройств
Запись музыки с использованием различных устройств
Запись таблиц результатов измерений и опросов с
использованием различных устройств
2.3
Создание и обработка
информационных объектов
Создание текста посредством квалифицированного
клавиатурного письма с использованием базовых средств
текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста.
2.3.1
2.3.2
2.3.3
Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
Проверка правописания, словари. Включение в текст
списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание
записей в базе данных
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью
инструментов графического редактора, сканера,
графического планшета, использование готовых
графических объектов. Геометрические и стилевые
преобразования. Использование примитивов и шаблонов
2.4
Поиск информации
2.4.1
Компьютерные энциклопедии и справочники;
информация в компьютерных сетях, некомпьютерных
источниках информации. Компьютерные и
некомпьютерные каталоги, поисковые машины,
формулирование запросов
2.5
Проектирование и
моделирование
2.5.1
2.6
2.5.2
2.5.3
Математические инструменты,
динамические (электронные)
Чертежи. Двумерная графика. Использование
стандартных графических объектов и конструирование
графических объектов: выделение, объединение,
геометрические преобразования фрагментов и
компонентов
Диаграммы, планы, карты
Простейшие управляемые компьютерные модели
таблицы
2.6.1
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в
готовую таблицу, изменение данных, переход к
графическому представлению
Ввод математических формул и вычисления по ним
Представление формульной зависимости в графическом
2.6.2
2.6.3
виде
2.7
Организация информационной
среды
2.7.1
Создание и обработка комплексных информационных
объектов в виде печатного текста, веб-страницы,
2.7.2
презентации с использованием шаблонов
Электронная почта как средство связи; правила
2.7.3
переписки, приложения к письмам, отправка и получение
сообщения
Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для
индивидуального использования (в том числе из
Интернета)
Организация информации в среде коллективного
использования информационных ресурсов. Примеры
организации коллективного взаимодействия: форум,
2.7.4
телеконференция, чат
Кодификатор
проверяемых предметных требований к результатам обучения 11 класс
В таблице коды даны в первом столбце таблицы, второй столбец содержит описание
проверяемых требований.
Код
Описание требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется в ходе
требовани
й
1
1.1
1.2
экзамена
Знать/Пвнимать:
виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации, принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
1.3
1.4
1.5
2
2.1
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование,
ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий
Уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить
простые
2.3
алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать
меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
2.4
2.4.1
памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
2.2
2.4.2
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
2.4.3
практических задачах); переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в
частности в процессе проектирования с использованием основных операций
графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
2.4.4
2.4.5
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
2.5
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
2.6
данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
3
технологий
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
3.1
повседневной жизни:
создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
3.2
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов
3.3
и процессов;
создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов
3.4
учебной работы;
передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использовать информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм
Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
Код Результат
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
1
2
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
3
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
5. Смысловое чтение.
6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью.
7. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий ( ИКТ-компетенции).