Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НГО «СОШ №1»)
Рабочая программа
по элективному курсу «Проектная деятельность»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 0,5 года (9 кл.)
Рабочая программа является компонентом содержательного раздела ООП ООО с
изменениями и дополнениями, утвержденными приказом от 28.08.2024 № 124
г. Новая Ляля
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Проектная деятельность» составлена
на основе требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам
основной образовательной программы основного общего образования.
Программа рассчитана на 16 часов. Реализуется в 9-м классе в части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношенийи.
Программа направлена на развитие универсальных учебных действий,
формирование основ проектной деятельности и развитие творческого мышления.
Цель курса - теоретическая и практическая подготовка обучающихся к
выполнению и защите итогового индивидуального проекта.
Преподавание ведется с опорой на базовые образовательные технологии
деятельностного
типа:
технологию
продуктивного
чтения,
технологию
проблемного диалога, технологию оценивания образовательных достижений
(учебных успехов), технологии проектной и исследовательской деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, дискуссия, практикум по решению
проектных кейсов, семинар.
Мониторинг выполнения обучающимися проектных работ осуществляется
посредством выявления соответствия работ единой системе требований к их
содержанию,
оформлению
и
защите
в
установленные
образовательной
организацией сроки.
Совокупный
Программу,
-
образовательный
положительное
результат
экспертное
обучающихся,
заключение
на
освоивших
выполненный
индивидуальный проект. Критерии оценки представлены в Приложении к
настоящей Программе.
Планируемые результаты освоения курса «Проектная деятельность»
Личностные
результаты
освоения
программы
отражают
готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций в
части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь
обобщать
мнения
нескольких
людей,
проявлять
готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает
сформированность
социальных
навыков
и
эмоционального
интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и
другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Содержание курса
Основные понятия проектной деятельности (4 часа)
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования.
Особенности и структура проекта. Типы проектов.
Исследование в проектной деятельности (2 часа)
Проектирование и исследование: сходство и различия. Теоретические основы
исследования - объект и предмет исследования, гипотеза, методы исследования.
Подготовка к выполнению проекта (4 часа)
Формулировка темы, цели и задач проекта. Формирование структуры
проекта в соответствии с типом проекта. Планирование этапов создания проекта.
Способы поиска и обработки информации.
Предварительная оценка результатов проектной деятельности (2
часа)
Требования к оформлению результатов проектной работы. Критерии оценки
учебного проекта (исследования). Предварительная защита проектной идеи.
Самооценка. Работа с замечаниями по результатам предварительной защиты.
Коммуникативные навыки (2 часа)
Подготовка к публичной презентации проекта. Структура выступления.
Коммуникативная деятельность.
Презентация проекта. Подведение итогов (2 часа)
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
Тема
Основные понятия проектной деятельности
Кол-во часов
4
Исследование в проектной деятельности
Подготовка к выполнению проекта
Предварительная оценка результатов проектной деятельности
2
4
2
Коммуникативные навыки
Презентация проекта. Подведение итогов
2
2
16
ИТОГО
Приложение
Экспертное заключение на выполненный итоговый индивидуальный проект
обучающегося 9 класса
(оценка ключевых проектных компетенций)
ФИ обучающегося ____________________________________________
Критерии
Параметры
Тема проекта
Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов
обучающегося
Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности
Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории
Разработанность
Структура проекта соответствует его теме
проекта
Обозначена проблема проекта
Сформулирована цель работы над проектом и поставлены задачи по ее достижению
Ход проекта по решению поставленных задач представлен
Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы
Значимость
проекта
Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль учащегося, его
для
учащегося
склонности и интересы
Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или)
увлечений и интересов в системе дополнительного образования
В ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к
результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения,
показывает возможные перспективы использования результатов проекта
Оформление
Паспорт проектной работы оформлен в соответствии с принятыми в ОО требованиями
паспорта
проектной
работы
Презентация
Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания
проекта
концепции проекта без чтения текста проектной работы
Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию
содержания проекта
Защита проекта
Защита проекта сопровождается компьютерной презентацией
В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не
испытывает коммуникативных барьеров
Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности
Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием
проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной
деятельности
ИТОГО:
1-3 б.
Шкала (максимум 54 балла):
- не менее 47 баллов – «отлично» (высокий уровень)
- не менее 37 баллов – «хорошо» (повышенный уровень)
- не менее 27 баллов – «удовлетворительно» (базовый уровень)
- менее 27 баллов – «неудовлетворительно» (уровень ниже базового)
ФИО, должность эксперта ________________________________ Подпись _______
Оценка уровня сформированности УУД (кроме проектов - учебных исследований)
Перечень оцениваемых УУД
Наблюдаемый уровень1
Выс.
Определяет цели деятельности, задает параметры
и критерии их достижения
Интегрирует информацию из разных предметных
областей и отраслей наук
Выявляет закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях
Определяет замысел проекта, ведущую
проектную задачу и способы ее решения
Оценивает соответствие достигнутых
самостоятельно результатов целям своей
деятельности, взвешивает риски и последствия
своей деятельности
Оценивает достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам
Сопровождает созданные самостоятельно тексты
графической и иной визуальной информацией
Свободно владеет сервисом для подготовки
презентаций
1
В ячейках отмечается один из трех уровней по каждому УУД
Дост.
Неудовл
Вступает в диалог с аудиторией, экспертами;
не испытывает речевых барьеров в ходе
ответов на вопросы
Итог:
- не менее 7-ми позиций высокого уровня - 10 баллов (отлично)
- не менее 5-ти позиций высокого уровня - 7 баллов (хорошо)
- не менее 5-ти позиций достаточного уровня - 5 баллов (удовлетворительно)
- более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня - 0 баллов
(неудовлетворительно)
Оценка уровня сформированности УУД (для проектов - учебных исследований)
Перечень оцениваемых УУД
Наблюдаемый уровень
Выс.
Дост.
Неудовл
Выявляет закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях
Понимает основные признаки исследования как
вида деятельности
Выдвигает и формулирует гипотезу исследования
Ставит задачи по проверке гипотезы
исследования
Осуществляет поиск информации для решения
задач исследования
ФИО, должность
Подпись эксперта
Разрабатывает план исследования с учетом
имеющихся ресурсов
Выдвигает новые идеи, предлагает оригинальные
подходы и решения
Осуществляет проверку гипотезы исследования.
Анализирует результаты исследования
Сопровождает созданные самостоятельно тексты
графической и иной визуальной информацией
Свободно владеет сервисом для подготовки
презентаций
Вступает в диалог с аудиторией, экспертами; не
испытывает речевых барьеров в ходе ответов на
вопросы
Итог:
- не менее 9-ти позиций высокого уровня - 10 баллов (отлично)
- не менее 7-ми позиций высокого уровня - 7 баллов (хорошо)
- не менее 5-ти позиций достаточного уровня - 5 баллов (удовлетворительно)
- более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня - 0 баллов
(неудовлетворительно)