Положение о РП

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НГО «СОШ №1»)

ПРИНЯТО
решением
педагогического совета
протокол
от 26.08.2024 №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор Р.Х. Хафизов
Приказ от 28.08.2024
№ 126
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D56988E9231AFA278B4ECFA3F05F7E9
Владелец: Хафизов Рашид Харисович
Действителен: с 08.04.2024 до 02.07.2025

Положение
о рабочей программе в МАОУ НГО «СОШ № 1»

г. Новая Ляля
2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе в МАОУ НГО «СОШ
№ 1» (далее – Положение) регулирует структуру, порядок разработки,
утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности ООП каждого из уровней общего образования.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
1.2.1. Нормативными правовыми актами и документами федерального
уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021
г. № 286;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021
г. № 287;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413;
- Федеральной основной образовательной программой начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 372;
- Федеральной основной образовательной программой основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 370;
- Федеральной основной образовательной программой среднего общего
образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 371;
- Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утв. приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 г. № 831;
2

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 (с изменениями и дополнениями от 2022 г., 2023 г.).
1.2.2. Нормативными правовыми актами Свердловской области:
- Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ.
1.2.3. Локальными нормативными актами Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Новолялинского городского округа
«Средней общеобразовательной школы № 1» (далее – МАОУ НГО «СОШ №
1»):
- Уставом МАОУ НГО «СОШ № 1»;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
- Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в МАОУ
НГО «СОШ № 1»;
- Положением о внутренней системе оценки качества образования в
МАОУ НГО «СОШ № 1»;
1.3. В Положении использованные следующие основные понятия и
термины:
- рабочая программа – элемент содержательного раздела ООП каждого
из уровней общего образования, конкретизирующий содержание обучения и
воспитания применительно к конкретному учебному предмету, учебной дисциплине, курсу по выбору и (или) курсу внеурочной деятельности;
- тематическое планирование – инвариантный компонент рабочих программ, который отражает распределение планируемых образовательных результатов, требуемых ФГОС каждого уровня общего образования, по периодам освоения ООП (учебным годам) и по этапам учебного года;
3

- календарно-тематическое планирование (КТП) – вариативный компонент рабочих программ, который отражает последовательность изучения ее
тематических разделов в разрезе отдельных учебных занятий (урочных или
внеурочных);
- контрольно-измерительные материалы (КИМ) – оценочные средства,
имеющие кодификатор и спецификацию;
- оценочные средства – методы оценки и контрольно-измерительные
материалы;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - учебно-методические
материалы (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
1.4. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей
программы в полном объеме определяется должностной инструкцией педагогического работника.
1.5. Рабочая программа является частью основной образовательной
программы и разрабатывается на уровень образования. Количество рабочих
программ определяется составом учебного плана, индивидуального учебного
плана и составом курсов плана внеурочной деятельности.
1.6. Состав рабочих программ по учебным предметам, дисциплинам,
курсам по выбору определяется в соответствии с учебным планом/ индивидуальным учебным планом ООП каждого из уровней общего образования.
1.7. Состав рабочих программ по курсам внеурочной деятельности
определяется в соответствии с планом внеурочной деятельности ООП каждого из уровней общего образования.

4

1.8. Рабочие программы разрабатываются в соответствие с требованиями ФГОС каждого из уровней общего образования.
1.9. При разработке основной общеобразовательной программы возможно использование федеральных рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую федеральную
основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебнометодическая документация не разрабатывается.
1.10. При разработке ООП в обязательном порядке используются федеральные рабочие программы по учебным предметам:
-

«Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и

«Труд (технология)» на уровне начального общего образования;
- «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Труд (технология)» и «Основы безопасности и защиты Родины»
на уровне основного общего образования.
- «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины» на уровне среднего общего образования.
По остальным учебным предметам федеральные рабочие программы
могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической
основы для разработки педагогическими работниками авторских программ с
учетом имеющихся опыта реализации углубленного изучения предмета. В
этом случае содержание и планируемые результаты разработанных программ
должны быть не ниже, чем в федеральных рабочих программах.
1.11. Доля рабочих программ, составленных в Конструкторе рабочих
программ

на

портале

«Единое

содержание

общего

образования»

https://edsoo.ru/, от общего количества рабочих программ ООП того или иного уровня общего образования определяется в соответствии с обязательной
частью учебного плана ООП каждого из уровней общего образования с учетом региональных инициатив и документов.
5

1.12. На основании рабочих программ, включенных в состав ООП
осуществляется ежегодная разработка календарно-тематического планирования с возможным использованием конструктора рабочих программ, представленного

на

сайте

«Единое

содержание

общего

образования»

https://edsoo.ru/.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом (Приложение):
- требований ФГОС общего образования;
- локальных нормативных актов, указанных в п. 1.2.
2.1.1. Если рабочая программа составляется в Конструкторе рабочих
программ

на

портале

«Единое

содержание

общего

образования»

https://edsoo.ru/, то в этом случае, структура рабочей программы может быть
скорректирована с учетом шаблона, содержащийся в интерфейсе данного
портала.
2.1.2. Для предметов, преподавание которых осуществляется с непосредственным применением федеральных рабочих программ (ФРП), используется структура, обозначенная в п. 2.2. настоящего Положения, но с полным
сохранением содержания ФРП, предложенного распределения по годам и с
учетом планируемых результатов освоения ФРП.
2.2. Обязательные компоненты рабочей программы:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса, распределенное по темам;
- тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы, а также с указанием на используемые ЭОР;
- КИМ для стартовой диагностики и промежуточной аттестации обучающихся (приложение к рабочей программе);
6

- оценочные материалы для тематического контроля по каждой теме
(приложение к рабочей программе);
- приложение, демонстрирующее связь рабочей программы с программой воспитания;
- лист корректировки рабочей программы (в приложении).
2.3. Указанные в п. 2.2 компоненты имеют следующие особенности:
2.3.1. Пояснительная записка содержит краткую характеристику влияния рабочей программы на достижение планируемых образовательных результатов ООП (по уровню), с указанием воспитывающего и развивающего
потенциала учебного предмета, курса.
Пояснительная записка может использоваться в качестве аннотации
рабочей программы для размещения на сайте школы.
2.3.2. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса» конкретизирует требования ФГОС (по уровням общего образования)
к предметным образовательным результатам, в т.ч. с учетом их распределения по периодам освоения ООП.
Формулировки планируемых результатов выступают основой критериев оценки их достижения в рамках текущего тематического контроля.
Требования ФГОС (по уровням общего образования) к метапредметным и личностным результатам распределяются по тематическим разделам
ООП наряду с предметными результатами. Планируемые результаты формулируются как учебные действия обучающихся с предметным содержанием.
Формулировки планируемых результатов отражают предмет текущего тематического контроля по каждой теме.
Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке в рамках тематического контроля и промежуточной аттестации.
2.3.3. Содержание рабочих программ курсов по выбору, элективных
курсов, курсов внеурочной деятельности разрабатывается исходя из планируемых к достижению образовательных результатов. В зависимости от приоритетов планирования, рабочие программы курсов могут:
7

- строиться на содержании учебных предметов в целях их углубленного
изучения;
- реализовывать в содержании актуальные тенденции социального развития; достижений науки и культуры;
- реализовывать в содержании индивидуальные запросы и потребности
обучающихся.
Содержание рабочих программ курсов по выбору, элективных курсов,
курсов внеурочной деятельности может иметь полностью авторское наполнение (быть разработано педагогом школы и др.) при условии, что это содержание реализует требования ФГОС (по уровню) к образовательным результатам, запланированным к достижению.
2.3.4. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарно-тематического планирования учебного предмета, курса на учебный год.
Календарно-тематическое планирование используется при заполнении
журналов (электронных журналов), а также при осуществлении административного контроля за выполнением рабочей программы.
В тематическое планирование по учебным предметам, курсам учебного
плана обязательно включается раздел «Стартовая диагностика» и раздел
«Промежуточная аттестация» по всем учебным предметам, курсам и курсам
внеурочной деятельности, определенных учебным планом ООП и планом
внеурочной деятельности каждого из уровней общего образования.
2.3.5. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы
воспитания, обязательным компонентом является приложение, демонстрирующее связь рабочей программы с программой воспитания.
2.3.6. Контрольно-измерительные материалы (демонстрационные версии, кодификаторы, спецификации) для проведения стартовой диагностики и
промежуточной аттестации обучающихся являются обязательным компонентом рабочей программы и размещаются в приложении.
8

2.3.7. Оценочные материалы – обязательный элемент рабочей программы.
Оценочные материалы разрабатываются строго в соответствии с контролируемыми элементами содержания (КЭС), перечень которых отражает
требования ФГОС общего образования (по уровню) к предметным образовательным результатам. Источником для формулировок могут служить кодификаторы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Оценочные материалы рабочей программы необходимы для проведения тематического контроля ее освоения обучающимися. Количество оценочных материалов определяется количеством контрольных тематических
работ в рабочей программе.
Оценочные материалы включают задания на контроль достижения метапредметных результатов, обозначенных в тематическом планировании.
Планируемые метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (УУД) и межпредметные понятия.
Применение оценочных средств реализуют критериальный подход в
организации тематического контроля. Обучающиеся и их родители (законные представители) вправе ознакомиться с критериями оценки достижения
планируемых образовательных результатов при обращении к тексту рабочей
программы, размещенной на официальном сайте школы.
По результатам стартовой диагностики, тематической контрольной работы и промежуточной аттестации педагогом составляется аналитическая
справка, содержащая выводы и рекомендации по корректировке рабочих
программ.
3. Порядок разработки рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов на этапе разработки основной образовательной программы (ООП) или
в процессе ее реализации, когда вносятся изменения в учебный план, план
внеурочной деятельности.
9

3.2. Рабочая программа разрабатывается на уровень общего образования; входящее в нее тематическое планирование – на учебный год.
3.3. Общий объем рабочей программы зависит от объема часов, отведенных на освоение учебного предмета или курса учебным планом, индивидуальным учебным планом или планом внеурочной деятельности.
3.4. Допускаются корректировки по составу и объему рабочих программ в случае, если соответствующие корректировки вносятся в учебный
план или план внеурочной деятельности.
3.5. Допускается полностью авторская разработка (педагогом школы и
др.) при условии, что содержание рабочей программы реализует требования
ФГОС (по уровню) к образовательным результатам, запланированным к достижению.
3.6. Составитель/разработчик рабочей программы, при условии, что соблюдаются требования ФГОС (по уровню) к образовательным результатам,
запланированным к достижению, вправе:
- варьировать порядок разделов, тем, устанавливать последовательность изучения тем внутри учебного года;
- определять время, отведенное на изучение темы;
- выбирать, исходя из целей и задач рабочей программы методики и
технологии обучения и воспитания; подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
3.7. Перед размещением рабочей программы в содержательном разделе
ООП, она проходит внутреннюю экспертизу заместителем директора школы,
курирующим содержание ООП. Факт экспертизы фиксируется соответствующим протоколом.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и (или) печатном
варианте.
10

4.2. Электронный вариант рабочей программы размещается на официальном сайте образовательной организации в виде электронного документа.
4.3. Рабочая программа является частью ООП и включается в содержательный раздел ООП (по уровням общего образования);
4.4. Педагог использует в работе и хранит у себя электронный вариант
рабочей программы и ее календарно-тематическое планирование на текущий
учебный год.
4.5. Ответственность за актуализацию состава и объема рабочих программ несет заместитель директора, курирующий вопросы содержания образования, в рамках исполнения должностных обязанностей, предусмотренных
трудовым договором.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. Изменения в рабочую программу вносятся в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам:
- карантин;
- актированные дни;
- изменения в учебном плане или плане внеурочной деятельности;
- другие уважительные причины.
5.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор МАОУ НГО «СОШ № 1» издает приказ о внесении изменений в основную образовательную программу (ООП) в части корректировки ее содержательного раздела.
5.3. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
- оценки содержания рабочих программ по учебному предмету для выявления повтора тем и резервного времени. В этом случае возможно сокращение учебного времени за счет часов, рассчитанных на резерв для реализации авторских подходов к преподаванию учебной дисциплины;
- слияния близких по содержанию тем уроков;
11

- укрупнения дидактических единиц по предмету;
- использования блочно-модульной технологии подачи учебного материала;
- использование лекционно-семинарских занятий при усилении доли
самостоятельной работы учащихся;
- уменьшения количества аудиторных часов на письменные опросы;
- предоставления обучающимся права на изучение части учебного материала самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в форме зачета, написания сообщения, реферата, подготовки презентации
и т.п.
5.4. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела из программы.
5.5. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и
порядку, установленным в приказе директора школы о внесении изменений в
ООП и фиксируется в приложении к рабочей программе.
5.6. В ходе работы учитель осуществляет мониторинг реализации рабочей программы и осуществляет корректировку один раз в четверть. Администрацией ОО проводится мониторинг выполнения рабочих программ не реже
одного раза в полугодие.

12

Приложение 1
Структура рабочей программы
Элементы

Содержание элементов рабочей программы

рабочей программы
Титульный лист

 полное наименование ОУ;
 название учебного предмета, курса для изучения которого написана программа, (уровень изучения для среднего образования: базовый или углубленный);
 ID (идентификационный номер, присваиваемый в Конструкторе рабочих программ, при наличии)
 указание уровня образования, срок освоения;
 название населенного пункта, год;

Пояснительная запис-

 Цели и задачи изучения предмета, курса

ка

 Основные содержательные линии

Содержание

 перечень и название раздела и тем;

учебного предмета

 краткое содержание учебной темы (раздела),
разбитое по классам;

Планируемые

 личностные результаты,

результаты освоения



учебного предмета

 предметные результаты для конкретного

метапредметные результаты,
класса обучения.

Тематическое

 с указанием количества академических часов,

планирование

отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля
 с указанием возможности использования по
этой теме электронных (цифровых) образова13

тельных

ресурсов,

являющихся

учебно-

методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде
и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
 включает

«Стартовую

диагностику»

для

учебных предметов, курсов учебного плана
 включает «Промежуточную аттестацию»
Рабочие программы учебных курсов внеурочной
деятельности также должны содержать указание на
форму проведения занятий.
 таблица с перечнем мероприятий и указани-

Приложение
Мероприятия

кален-

дарного плана воспи-

ем форм их включения в рабочую программу

тательной работы
Приложение

 демонстрационный вариант работы;

КИМы

 спецификация;
 кодификатор
 критерии оценивания

Приложение
Лист

корректировки

 таблица с указанием причин и способов корректировки рабочей программы

рабочей программы
14

Приложение

 результаты работы

Аналитическая справ-

 выводы и рекомендации

ка по результатам проведения контрольного
мероприятия
При желании учителя
рабочая

программа

может включать дополнительные

разде-

лы.

15

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы
… - четверть - … недель
Учитель - _____________________
Предмет

Класс

Кол-во

Кол-во

часов

часов

по плану

по факту

16

Корректировка

Приложение 3.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Учитель –
Предмет –
Класс Вид работы –
Цель работы:
Результаты:
Выводы и рекомендации:

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».