Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НГО «СОШ №1»)
ПРИНЯТО
решением
педагогического совета
протокол
от 30.08.2023 №1
УТВЕРЖДАЮ
Директор Р.Х. Хафизов
Приказ от 30.08.2023
№ 117
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D56988E9231AFA278B4ECFA3F05F7E9
Владелец: Хафизов Рашид Харисович
Действителен: с 08.04.2024 до 02.07.2025
Положение
о проектной деятельности обучающихся
в МАОУ НГО «СОШ № 1»
г. Новая Ляля
2023
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проектной деятельности обучающихся (далее –
Положение) устанавливает подходы к организации проектной деятельности, ее
основные принципы, содержание, связь с урочной и внеурочной деятельностью,
особенности оценки результатов проектной деятельности.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
1.2.1. Нормативными правовыми актами и документами федерального
уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
286;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Федеральной основной образовательной программой начального общего
образования, утв. приказом МинпросвещенияРоссииот 18.05.2023 № 372;
- Федеральной основной образовательной программой основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;
- Федеральной основной образовательной программой среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от18.05.2023 № 371;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 (с изменениями и дополнениями от 2022 г., 2023 г.);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629;
- Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития, утв. постановлением Правительства РФ
от 17.11.2015 № 1239 (с изменениями и дополнениями);
- Письмом Минпросвещения России от 13.01.2023 г. № 03-49 «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
- письмом Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ 2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»;
- письмом Минпросвещения России от 17.08.2023 № ДГ 1773/05 «О направлении информации»;
- письмом Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 20.03.2023 № 05848 «О направлении информации»;
1.3.2. С нормативными правовыми актами субъекта РФ:
- Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»
от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ;
1.3.3. C документами образовательной организации (далее – ОО):
- Уставом МАОУ НГО «СОШ № 1»;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ НГО «СОШ №1»;
- Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в МАОУ НГО
«СОШ № 1»;
- Порядком зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
1.4. Понятия и термины, использованные в Положении:
- проектная деятельность обучающихся – специально организованная учебная деятельность, направленная на выполнение проекта или учебного исследования; отличается нацеленностью на получение конкретного результата, с учетом
заранее заданных требований и запланированных ресурсов;
- проектная деятельность в рамках реализации профориентационного минимума (письмо 05-848) – это «профориентационно значимая деятельность, осуществляемая обучающимся при поддержке педагога (или эксперта) по решению
актуальной проблемы, ограниченная во времени и завершающаяся созданием
продукта, способствующего решению обозначенной проблемы»;
- проект – предмет и продукт проектной деятельности, характеристики которого определяются видом проекта: информационный, творческий, социальный,
прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный (см. Приложение 1);
- учебное исследование – самостоятельный вид проекта; характеризуется
наличием гипотезы исследования, задачами по проверке гипотезы и ходом решения задач;
- проектная задача – особый вид учебной деятельности, приближенный к
проекту в силу наличия прикладной цели и необходимости найти способы ее достижения; используется в начальной школе для поступательного приобщения
младших школьников к проектной деятельности;
- профориентационный минимум (письмо № 05-848) – единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех
субъектах РФ;
- координатор (куратор) проекта – должностное лицо, сотрудник МАОУ
НГО «СОШ № 1», обеспечивающее координацию проектной деятельности индивидуально или в группе;
- руководитель проекта – должностное лицо, сотрудник МАОУ НГО «СОШ
№ 1» или представитель партнерской организации, обеспечивающий содержательное сопровождение проекта;
- научный консультант – должностное лицо, сотрудник МАОУ НГО «СОШ
№ 1» или представитель партнерской организации, обеспечивающий содержательное сопровождение учебного исследования;
- защита проекта – публичное мероприятие, в ходе которого обучающийся
презентует результаты выполненного проекта или проведенного учебного исследования.
2. Цели и задачи организации проектной деятельности обучающихся
2.1. Цель организации проектной деятельности обучающихся – создать дополнительные условия для индивидуализации процессов освоения образовательных программ с учетом требований ФГОС общего образования.
2.2. Задачи организации проектной деятельности обучающихся, направленные на достижение поставленной цели:
- поддерживать в актуальном состоянии нормы настоящего Положения,
своевременно вносить в него необходимые коррективы;
- обеспечивать непрерывное профессиональное развитие педагогических
работников в вопросах проектной деятельности обучающихся;
- развивать престиж проектной деятельности обучающихся как имиджевого
ресурса образовательной организации;
- стимулировать интерес обучающихся к проектной деятельности;
- согласовывать проектную деятельность с задачами профориентации;
- обеспечивать взаимосвязь урочной и внеурочной составляющей проектной
деятельности;
- организовывать партнерские площадки для выполнения обучающимися
проектов и учебных исследований;
- предоставлять обучающимся возможность транслировать результаты своих проектов на уровне класса, школы; а также содействовать участию в конкурсах
проектных работ муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней;
- учитывать возможности проектной деятельности в оценке предметных и
метапредметных образовательных результатов.
3. Организационно-содержательная модель
проектной деятельности обучающихся
3.1. Проектная деятельность организуется, начиная с 1-го класса.
3.2. В 1 – 4 классах в рамках курса внеурочной деятельности «Проектная
мастерская» обучающиеся знакомятся с понятиями «проект» и «проектная задача». На уроках и занятиях курсов внеурочной деятельности обучающиеся выполняют проектные задачи. Результаты выполнения проектных задач учитываются
на этапе итогового оценивания выпускников начальной школы.
3.3. Обучающиеся 1 – 4 классов по желанию выполняют проекты в рамках
конкурса «Я – исследователь», принимают участие в публичной защите проектов
на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском). Все проекты отмечаются сертификатами.
3.4. В 5 – 9 классах на занятиях курса внеурочной деятельности «Ступени к
проекту», на классных часах формируется представление обучающихся о значимости индивидуальных проектов; прививается ответственное отношение к этой
части обучения.
3.4.1. Обучающиеся 5 – 9 классов по желанию выполняют проекты в рамках научно-практической конференции школьников, принимают участие в публичной защите проектов на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском).
3.4.2. Школьная научно-практическая конференция включается в план внеурочной деятельности. Все проекты отмечаются сертификатами.
3.5. Координаторами проектов выступают классные руководители.
3.6. Обучающиеся вовлекаются в разработку и реализацию творческих,
прикладных, исследовательских, информационных, социальных и др. проектов,
соотнесенных с направлениями воспитания рабочей программы воспитания.
3.7. Начиная с 9-го класса обучающиеся приступают к выполнению профориентационных проектов. Содержание профориентационного проекта должно соответствовать особенностям профиля обучения, планируемого в 10-м классе и
(или) профилю подготовки в учреждении СПО. Результаты выполнения профориентационного проекта учитываются при поступлении в 10-й класс на конкурсной
основе.
3.8. Профориентационные проекты девятиклассников презентуются на ежегодной внутришкольной конференции.
3.9. Координируют выполнение профориентационных проектов педагог, ведущий курс «Индивидуальный проект» на уровне СОО. Задача координации – заложить содержательную основу индивидуальных проектов, которые обучающиеся будут выполнять в рамках профильного обучения.
3.10. Обучающиеся 10-х классов продолжают работать над проблематикой,
заявленной в 9-м классе, но привносят в нее большую значимость для продолжения образования в вузе или учреждении СПО.
3.11. Координирует выполнение индивидуальных проектов педагог, ведущий курс «Индивидуальный проект».
3.12. Индивидуальные проекты обучающихся 10-х классов презентуются на
ежегодной внутришкольной конференции. По итогам защиты индивидуального
проекта составляется экспертное заключение, на основании которого выставляется отметка, которая переносится в аттестат о среднем общем образовании.
4. Порядок сопровождения проектной деятельности обучающихся
4.1. В целях сопровождения проектной деятельности обучающихся организуется работа координаторов (кураторов), руководителей и научных консультантов.
4.2. Координаторы индивидуальных проектов обучающихся назначаются из
состава штатных педагогических работников приказом директора МАОУ НГО
«СОШ №1» «Об организации и сопровождении проектной деятельности обучающихся в …/.. учебном году».
4.3. В обязанности координатора входит:
- содействие в выборе темы проекта, оформлении продукта проектной работы;
- контроль соблюдения графика выполнения проекта;
- своевременное информирование классного руководителя о случаях игнорирования обязанностей по выполнению проекта;
- взаимодействие с руководителями и научными консультантами; оказание
им организационной поддержки;
- профессиональное саморазвитие в вопросах роли проектной деятельности
в получении общего образования, самоинформирование о новых направлениях
проектной деятельности, инновациях в ее сопровождении;
- участие в экспертных комиссиях на этапе публичной защиты и (или) презентации проектов.
4.4. Руководители и научные консультанты проекта приглашаются из педагогического коллектива школы или партнерских организаций по договору гражданско-правового характера или по волонтерскому договору или по выбору обучающихся.
4.5. Список руководителей и научных консультантов фиксируется приказом
директора МАОУ НГО «СОШ №1» «Об организации и сопровождении проектной деятельности обучающихся в …/.. учебном году».
4.6. В обязанности руководителя и научного консультанта входит:
- концептуально-содержательное сопровождение проектов/ учебных исследований;
- содействие в выборе темы проекта, оформлении текста и (или) продукта
проектной работы;
- консультационная поддержка на этапе подготовки презентации и публичной защиты проекта;
- помощь с поиском информации, привлечения новых информационных источников;
- содействие в продвижении результатов проекта, в т.ч. поддержка конкурсной активности обучающихся;
- профессиональное саморазвитие в вопросах роли проектной деятельности
в получении общего образования, самоинформирование о новых направлениях
проектной деятельности, инновациях в ее сопровождении;
- участие в экспертных комиссиях на этапе публичной защиты и (или) презентации проектов.
4.7. Обучающиеся формулируют тему проекта самостоятельно; обращаясь,
при необходимости, к координатору или руководителю проекта.
4.8. В 9-10-х классах темы проектов фиксируются приложением к приказу
директора МАОУ НГО «СОШ №1» «Об организации и сопровождении проектной
деятельности обучающихся в …/.. учебном году».
4.9. Обучающиеся 9 – 10 классов, принятые из других образовательных организаций, приступают к выполнению проектов на общих основаниях.
4.10. Выполнение проекта осуществляется в ходе урочной и внеурочной деятельности, в рамках академической самоподготовки и внешкольного досуга.
5. Требования к оформлению проектных работ
5.1. В целях обеспечения единообразия в оформлении проектных работ
устанавливаются общие для всех обучающихся требования.
5.2. Тема проектной работы должна отражать его наполнение.
5.3. Текст проектной работы обязателен только для индивидуальных проектов в 10 классе.
5.4. Под каждый проект составляется паспорт проекта (приложение 2).
5.5. На каждый проект предоставляется отзыв руководителя.
5.6. В 9-10 классах формируется проектная папка, содержащая: паспорт
проекта, проектный продукт или описание проектного продукта, отзыв руководителя, в 10 классе – дополнительно текст проектной работы.
6. Оценивание результатов проектной деятельности
6.1. Результаты проектной деятельности подлежат обязательному оцениванию.
6.2. С 1-го по 8-й класс и в 11 классе оценивание носит формирующий характер и заключается в подготовке отзыва руководителя на выполненный проект.
6.3. В 9-10-х классах, по факту презентации проектов на ежегодной внутришкольной конференции составляется экспертное заключение, включающее
оценку ключевых проектных компетенций и оценку уровня сформированности
УУД (приложение 1).
6.4. Положительное экспертное заключение – условие допуска обучающегося к итоговой аттестации. Отрицательное заключение расценивается как академическая задолженность и подлежит ликвидации на общих основаниях.
6.5. Весовые коэффициенты экспертного заключения переводятся в балльную отметку, которая выставляется в журнале успеваемости (ЭЖ) в колонке
«Промежуточная аттестация» по курсу «Индивидуальный проект» в 10 классе и
подлежит отсроченной фиксации в аттестате об основном общем образовании и в
аттестате о среднем общем образовании1.
7. Заключительные положения
7.1. Изменения в настоящее Положения вносятся в установленном порядке.
7.2. Необходимость внесения изменений определяется ежегодно, накануне
учебного года, и может быть связана с обновлением ФГОС общего образования,
введением федеральных инициатив, влияющих прямо или косвенно на содержание, организацию или оценку проектной деятельности обучающихся.
1
С учетом текущего федерального порядка заполнения аттестатов.
Приложение 1
Шаблон экспертного заключения на выполненный проект
ФИ обучающегося
Класс ______________
Тема проекта/ учебного исследования
Руководитель проекта/ учебного исследования
Научный руководитель проекта (при наличии)
Оценка ключевых проектных компетенций
Критерии
Параметры
Тема проекта
Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов обучающегося
Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности
Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории
Разработанность
Структура проекта соответствует его теме
проекта
Разделы проекта отражают его основные этапы
Актуальность и перечень задач проектной деятельности согласованы
Ход проекта по решению поставленных задач
представлен
Выводы по результатам проектной деятельности
зафиксированы
Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной деятельности, включены в
текст проектной работы
1-3
Значимость проек- Содержание проекта отражает индивидуальный
та для учащегося2
познавательный стиль учащегося, его склонности
и интересы
Идея проекта значима для учащегося с позиций
предпрофильной ориентации и (или) увлечений и
интересов в системе дополнительного образования
В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру
своего интереса к результатам проекта, уверенно
аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта
Оформление
тек- Текст проектной работы (включая приложения)
ста проектной ра- оформлен в соответствии с принятыми в ОО треботы
бованиями
В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие
ее положительному восприятию
Презентация про- Проектная работа сопровождается компьютерной
екта
презентацией
Компьютерная
презентация
выполнена
каче-
ственно; ее достаточно для понимания концепции
проекта без чтения текста проектной работы
Дизайн компьютерной презентации способствует
положительному восприятию содержания проекта
2
Параметры оценки по данному критерию должны быть понятны учащимся, заранее доведены до их сведения,
чтобы во введении к основному содержанию проекта и (или) в ходе его презентации учащийся смог отразить обозначенные позиции.
Защита проекта
Защита проекта сопровождается компьютерной
презентацией
В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует
развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров
Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности
Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным
этапам проектной деятельности
ИТОГО:
3
Мax/
63
Итог:
- не менее 55 баллов – «отлично»
- не менее 45 баллов – «хорошо»
- не менее 35 баллов – «удовлетворительно»
- менее 35 баллов – «неудовлетворительно»
Оценка уровня сформированности УУД (кроме проектов-учебных исследований)
Перечень оцениваемых УУД
Наблюдаемый уровень4
Выс.
Определяет цели деятельности, задает параметры и критерии их достижения
Интегрирует информацию из разных предметных областей и отраслей наук
3
4
Указать в ячейке фактическое количество баллов
В ячейках отмечается один из трех уровней по каждому УУД
Дост.
Неудовл.
Выявляет закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях
Определяет замысел проекта, ведущую проектную задачу и способы ее решения
Оценивает соответствие достигнутых самостоятельно результатов целям своей деятельности,
взвешивает риски и последствия своей деятельности
Оценивает достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам
Сопровождает созданные самостоятельно тексты графической и иной визуальной информацией
Свободно владеет сервисом
PowerPoint для
подготовки презентаций
Вступает в диалог с аудиторией, экспертами;
не испытывает речевых барьеров в ходе ответов на вопросы
Итог:
- не менее 7-ми позиций высокого уровня – 10 баллов (отлично)
- не менее 5-ти позиций высокого уровня – 7 баллов (хорошо)
- не менее 5-ти позиций достаточного уровня – 5 баллов (удовлетворительно)
- более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня – 0 баллов (неудовлетворительно)
Оценка уровня сформированности УУД (для проектов - учебных исследований)
Перечень оцениваемых УУД
Наблюдаемый уровень
Выс.
Дост.
Выявляет закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях
Понимает основные признаки исследования
как вида деятельности
Выдвигает и формулирует гипотезу исследования
Ставит задачи по проверке гипотезы исследования
Осуществляет поиск информации для решения
задач исследования
Разрабатывает план исследования с учетом
имеющихся ресурсов
Выдвигает новые идеи, предлагает оригинальные подходы и решения
Осуществляет проверку гипотезы исследования. Анализирует результаты исследования
Сопровождает созданные самостоятельно тексты графической и иной визуальной информацией
Свободно владеет сервисом
PowerPoint для
подготовки презентаций
Вступает в диалог с аудиторией, экспертами;
не испытывает речевых барьеров в ходе ответов на вопросы
Итог:
- не менее 9-ти позиций высокого уровня – 10 баллов (отлично)
Неудовл.
- не менее 7-ми позиций высокого уровня – 7 баллов (хорошо)
- не менее 5-ти позиций достаточного уровня – 5 баллов (удовлетворительно)
- более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня – 0 баллов (неудовлетворительно)
Общее заключение эксперта
Представленный к защите проект/ учебное исследование (выбрать нужное) заслуживает отметки (выбрать нужное):
5 - «Отлично» (высокий уровень)
4 - «Хорошо» (повышенный уровень)
3 - «Удовлетворительно» (базовый уровень)
2 – «Неудовлетворительно» (уровень ниже базового)
ФИО, должность
Подпись эксперта
Приложение 2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
ПАСПОРТ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ФИО,
Ученик (ца) ___ «__» класса
г. Новая Ляля
год
ФИО обучающегося
Класс
Руководитель проекта
(ФИО, должность)
Консультант проекта
(при наличии,ФИО, должность)
Сроки выполнения проекта
Тема проекта
Вид проекта
Проектный продукт
Актуальность проекта
Проблема проекта
Цель проекта
Гипотеза
(для учебных исследований)
Задачи проекта
Методы исследования
(для учебных исследований)
Краткое описание плана выполнения
проекта
Результаты проекта
Практическая значимость проекта
Источники информации
Приложение 3
Виды проектов
Творческие проекты – художественное или музыкальное произведение
(включая медийные), танцевальная постановка, литературно-музыкальная композиция и др.
Прикладные проекты – планирование и участие в мероприятии, предполагающем посильный физический труд и (или) разработка и изготовление объекта,
потенциально пригодного в практических целях.
Информационные проекты – подготовка информационного продукта:
слайд-шоу, плакат, буклет/ флаер, стенд, цифровая страница/ вкладка.
Социальные проекты – проекты, направленные на решение проблемы той
или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом.
Инновационные проекты – проекты, в которых инициируется и прорабатывается нововведение, чаще – связанное с жизнедеятельность обучающихся в
школе.
Технологические (инженерные, конструкторские) проекты – проекты,
нацеленные на обретение опыта освоения элементов инженерной технологии,
разработки и внедрения технических устройств и систем.
Бизнес-план – видовой вариант информационного, инновационного, социального или технологического проекта. Цель - получение обучающимися опыта
проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы
деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара
или услуги.
Профориентационный проект – любой индивидуальный проект обучающихся 9-10-х классов (независимо от вида), сориентированный на выбор профиля
и (или) получение первичного опыта в выбранной сфере труда, профессии.