Положение ВСОКО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НГО «СОШ №1»)

ПРИНЯТО
решением
педагогического совета
протокол
от 30.08.2023 №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор Р.Х. Хафизов
Приказ от 30.08.2023
№ 117
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D56988E9231AFA278B4ECFA3F05F7E9
Владелец: Хафизов Рашид Харисович
Действителен: с 08.04.2024 до 02.07.2025

Положение
о внутренней системе оценки качества образования
в МАОУ НГО «СОШ № 1»

г. Новая Ляля
2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в МАОУ НГО «СОШ № 1» закрепляет и регулирует:
- структуру ВСОКО и ее основные направления;
- взаимосвязь ВСОКО и административного контроля качества образования;
- подходы к обеспечению объективности ВСОКО;
- общие требования к оценочным средствам реализации рабочих программ;
- порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур;
- направления и критерии мониторинга личностных и диагностики метапредметных образовательных результатов;
- состав внутришкольных мониторингов;
- структуру отчета о самообследовании.
1.2. В Положении учтена действующая в РФ система федерального государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества образования; национальные исследования качества образования и сопоставительные исследования качества образования.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии:
1.3.1. С нормативными правовыми актами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
286;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Федеральной основной образовательной программой начального общего
образования, утв. приказом Минпросвещения Россииот 18.05.2023 № 372;
2

- Федеральной основной образовательной программой основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;
- Федеральной основной образовательной программой среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от18.05.2023 № 371;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 (с изменениями и дополнениями от 2022 г., 2023 г.) ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629;
- Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития, утв. постановлением Правительства РФ
от 17.11.2015 № 1239 (с изменениями и дополнениями);
- Письмом Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении
информации»;
- Письмом Минпросвещения России от 13.01.2023 г. № 03-49 «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
1.3.2. С нормативными правовыми актами Свердловской области:
- Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»
от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ;
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 № 689-д "Об утверждении Положения о региональной
системе оценки качества образования Свердловской области;
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 27.04.2023 № 517-д «Об утверждении Комплекса мер по развитию в Свердловской области направления 1.1 региональной системы оценки каче3

ства образования «Система оценки качества подготовки обучающихся» и Плана
мероприятий по развитию системы оценки качества подготовки обучающихся
Свердловской области на 2023–2025 годы»
1.3.3. C документами Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Новолялинского городского округа «Средней общеобразовательной
школы № 1» (далее – МАОУ НГО «СОШ №1»):
- Уставом МАОУ НГО «СОШ № 1»;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ НГО «СОШ №1»;
- Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в МАОУ НГО
«СОШ № 1»;
- Порядком зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
1.4. Понятия и термины, использованные в Положении:
- внутренняя система оценки качества образования - это функциональное
единство должностных лиц, локальных норм, процедур и методов оценки, посредством которого обеспечивается своевременная и объективная информация о
соответствии образовательной деятельности МАОУ НГО «СОШ №1» МАОУ
НГО «СОШ №1» требованиям ФГОС общего образования и потребностям участников образовательных отношений;
- административный контроль качества образования в МАОУ НГО «СОШ
№1» – подсистема управления МАОУ НГО «СОШ №1», организующая функционирование ВСОКО в целях обеспечения гарантий качественного образования в
отношении всех обучающихся МАОУ НГО «СОШ №1»;
- качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия
ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требовани4

ям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(ст. 2 ФЗ-273);
- независимая оценка качества образования – регламентируемый на федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой официально уполномоченным оператором;
- основная образовательная программа – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего
образования;
- оценка – установление соответствия планируемых и фактических показателей в части условий, содержания и результатов образовательной деятельности
МАОУ НГО «СОШ №1»;
- диагностика – замер, срез;
- мониторинг – длительное системное наблюдение за управляемым объектом, организуемое с применением результатов оценки и (или) диагностики;
- АООП – адаптированная основная образовательная программа;
- ВПР – всероссийская проверочная работа
- ГИА – государственная итоговая аттестация;
- КИМ – контрольно-измерительные материалы;
- ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
- ООП – основная образовательная программа;
- СанПиН – санитарно-эпидемиологические правила и нормы;
- УУД – универсальные учебные действия.
2. Организационная модель ВСОКО
2.1. Организационная модель ВСОКО включает следующие взаимосвязанные компоненты:
- функционал должностных лиц;
5

- локальные нормативные акты и программно-методические документы;
- предмет/ направления, критерии/ показатели оценки предметных и метапредметных результатов и диагностики личностных результатов;
- формы и методы контрольно-оценочных и диагностических процедур;
- информационно-аналитические материалы;
- циклограммы и графики контрольно-оценочных и диагностических процедур;
- программно-аппаратное обеспечение, цифровые ресурсы.
2.2. Направления ВСОКО:
- оценка реализуемых в МАОУ НГО «СОШ №1» образовательных программ (оценка содержания образования);
- оценка условий реализации ООП МАОУ НГО «СОШ №1» (по уровням
общего образования);
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов освоения
ООП по уровням общего образования;
- оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования в МАОУ НГО «СОШ №1».
2.3. Контрольно-оценочные и диагностические процедуры ВСОКО реализуют подходы, обозначенные в целевых разделах ООП по каждому уровню общего образования, в подразделах «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов обучающихся».
2.4. Состав должностных лиц и их функционал представлен в Приложении 1
к настоящему Положению.
2.5. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки проведения процедур ВСОКО уточняются ежегодно и устанавливаются приказом «Об административном контроле, проведении самообследования и
обеспечении функционирования ВСОКО в …/… учебном году».
2.6. Структура ключевых показателей оценки представлена в Приложениях
к настоящему Положению.
6

2.7. План (циклограмма) ВСОКО утверждается ежегодно, приложением к
приказу «Об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО в …/… учебном году».
3. Оценка содержания образования
3.1. Оценка содержания образования в МАОУ НГО «СОШ №1» проводится
в форме внутренней экспертизы ООП каждого уровня на предмет ее соответствия
ФГОС и ФОП (по уровням) в части требований к:
- панируемым образовательным результатам обучающихся
- подпрограммам содержательного раздела: Программе воспитания, Программе формирования и развития УУД;
- учебным планам (включая индивидуальные учебные планы);
- плану внеурочной деятельности;
- соответствию учебного плана и плана внеурочной деятельности требованиям СанПиН;
- формируемой части;
- своевременности корректив и актуальности всех компонентов ООП;
- соответствию условий реализации ООП целям и задачам обеспечения качества образования;
- представленности цифровых образовательных ресурсов;
- организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.
3.2. Оценка содержания предусматривает:
- предваряющую оценку на этапе разработки ООП (проводится заместителем директора до ее публичного согласования и утверждения);
- ежегодную оценку на предмет актуальности, своевременности изменений
(проводится заместителем директора в марте и (или) августе);
- проективную оценку на предмет предстоящей корректировки содержания
(проводится заместителем директора в июне).
3.3. Оценка содержания образования проводится с использованием чеклиста, являющегося приложением к настоящему Положению (Приложение 2)
7

3.4. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится на
этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных
программ по критериям:
- соответствие тематики программы запросу потребителей;
- наличие документов, подтверждающих запрос потребителей;
- соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования;
- соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии);
- соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержанию программы.
3.5. Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ обновляется ежегодно, с учетом достижений науки, техники, а также с учетом государственной политики в сфере дополнительного образования детей.
3.6. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных
программ делается вывод об эффективности педагогической системы школы в
отношении:
- создания условий для развития функциональной грамотности обучающихся;
- реализации государственной политики в части воспитания обучающихся;
- обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- применения критериального подхода и инструментов формирующей оценки;
- культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся;
- психолого-педагогического сопровождения профориентации, самоорганизации и познавательной самомотивации обучающихся;
- проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- социального, научно-методического партнерства;
- деятельности внутришкольных методических объединений.
8

3.7. Оценка выполнения объема образовательных программ проводится в
рамках административного контроля за 2-3 месяца до окончания учебного года.
3.8. Данные о выполнении объема образовательных программ используются
для своевременной корректировки образовательного процесса, включая применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3.9. По результатам оценки образовательных программ выносится решение
о внесении соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа директора МАОУ НГО «СОШ №1» с учетом протокола согласования изменений со стороны педагогического совета.
4. Оценка условий реализации ООП
4.1. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования)
проводится в отношении:
- кадровых условий;
- психолого-педагогических условий;
- информационно-методических условий;
- материально-технических условий;
- финансово-экономических условий.
4.2. Оценка условий предусматривает:
- наличие в каждой ООП по уровню общего образования описанной в соответствии с ФГОС и ФОП структуры имеющихся условий и «дорожной карты» их
развития.
4.3. Оценка условий реализации ООП проводится согласно Приложению 3 к
настоящему Положению и предусматривает наряду с аутентичными показателями
качества условий:
- учет федеральных показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию;
- учет федеральных требований к содержанию отчета о самообследовании.

9

4.4. Административный контроль исполнения «дорожной карты» развития
условий реализации основных образовательных программ интегрирован с самообследованием школы.
4.5. Результаты ежегодной оценки условий реализации ООП вносятся в отчет
о самообследовании.
4.6. Оценка условий реализации дополнительных общеобразовательных программ проводится в рамках оценки условий реализации основных образовательных
программ. Критерии, специфичные для оценки условий реализации дополнительных образовательных программ, формируются под концепцию таких программ, по
инициативе директора школы.
4.7. Допускается отражать те или иные условия, необходимые для реализации конкретных рабочих программ или дополнительных общеразвивающих программ, в их пояснительных записках.
5. Оценка образовательных результатов обучающихся
5.1. Оценка образовательных результатов представляет собой совокупность
контрольно-оценочных и диагностических процедур, направленных на установление степени соответствия достигнутых результатов планируемым результатам
освоения ООП.
5.2. Оценка достижения образовательных результатов обучающихся организуется в соответствии с требованиями ФГОС (по уровням) к:
- личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
10

- метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
5.3. Достижение указанных образовательных результатов оценивается как в
рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
5.4. Оценка достижения образовательных результатов осуществляется в
единстве двух организационных подходов:
- посредством текущего тематического контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
- посредством экспертизы выполненного индивидуального проекта или исследования.
5.4.1. Предметом текущего тематического контроля и промежуточной аттестации обучающихся выступает:
- способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, релевантных содержанию учебных предметов;
- сформированность у обучающихся метапредметных результатов (познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД и междисциплинарных понятий);
- сформированность у обучающихся компетентностей, релевантных соответствующим понятию «функциональная грамотность».
11

5.4.2. Текущий тематический контроль и промежуточная аттестация обучающихся организуется комплексно, с учетом требований ФГОС общего образования к опыту практического применения знаний на практике, приоритета учебных
действий в предмете оценки. В рамках текущего тематического контроля и промежуточной аттестации обучающихся проверяется:
- понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в
различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов;
- использование изучаемого материала при решении учебных задач; использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию
при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности,
учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
- осознанное использование приобретённых знаний и способов действий
при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных
операций.
5.5. Комплексный подход к оценке достижения планируемых образовательных результатов реализуется процедурами текущего тематического контроля;
промежуточной аттестация; итоговой аттестации1. Результаты оценочных процедур выступают информационной основой проведения внутришкольных мониторингов:
- достижения обучающимися личностных образовательных результатов;
- достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов,
включая уровень сформированности функциональной грамотности;
- академической успеваемости обучающихся, результатов ГИА, ВПР, НИКО,
региональных диагностик;
- мониторинга индивидуального прогресса обучающихся (см. п.5.8).

1

В НОО – итоговое оценивание

12

5.6. Оценка предметных образовательных результатов интегрирована с подготовкой отчета о самообследовании по блоку «Качество подготовки обучающихся». Структура оценки предметных результатов представлена в Приложении 4.
5.7. Данные, полученные по итогам ГИА, ВПР, сопоставляются с годовыми
отметками и (или) отметками в аттестате. Расхождения при сопоставлении рассматривается как признак необъективности ВСОКО.
5.8. Индивидуальный прогресс обучающегося в урочной и внеурочной деятельности оценивается посредством:
- отметок сводной ведомости успеваемости;
- статистического учета единиц портфолио обучающегося;
- экспертного заключения на реализованный индивидуальный проект2;
- портфолио обучающегося.
5.8.1. Экспертное заключение на реализованный индивидуальный проект
выступает неотъемлемой составляющей программы формирования/ развития
УУД. На основе экспертного заключения делается итоговый вывод об уровне достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов; индивидуальной динамики обучающегося по этим результатам.
5.8.2. Итоговые выводы о достижении обучающимся личностных образовательных результатов; индивидуальных особенностях личностного развития обучающегося в рамках освоения ООП формулируются в индивидуальных характеристиках обучающегося.
5.9. Сводные показатели индивидуального прогресса обучающегося используются для решения текущих и перспективных задач психолого-педагогического
обеспечения индивидуализации образования.
5.10. Подходы, обозначенные в пп. 5.1. – 5.10., распространяются как на
ООП нормативно развивающихся обучающихся, так и на обучающихся, осваивающих адаптированные основные образовательные программы (АООП).

2

Кроме обучающихся начальной школы

13

6. Административный контроль и ВСОКО
6.1. Функционирование ВСОКО подчинено задачам административного
контроля качества образования. Актуальность ВСОКО, ее соответствие требованиям ФГОС и рекомендациям ФОП – особый предмет административного контроля.
6.2. Административный контроль гарантирует объективность результатов
ВСОКО.
6.3. В целях достижения объективности ВСОКО поддерживается единая
культура педагогического коллектива в части оценочной деятельности, которая
включает:
- наличие оценочных модулей во всех рабочих программах по дисциплинам
и курсам учебного плана и курсам внеурочной деятельности;
- полное соответствие планируемых и оцениваемых результатов, их кодификация;
- доступность кодификаторов образовательных результатов как для обучающихся, так и для родителей;
- использование всеми педагогами уровневых оценочных материалов, позволяющих определять высокий, повышенный или базовый уровни освоения содержания рабочих программ;
- фиксацию высокого уровня освоения отметкой «5»; повышенного отметкой «4»; базового отметкой «3);
- составление тематического содержания и оценочных инструментов для
углубленных предметов с ориентацией на требования ФГОС и ФОП к углубленному изучению предметов;
- системную просветительскую работу с родителями по вопросам оценки.
6.4. В рамках административного контроля организуется стартовая диагностика готовности обучающихся к освоению ООП того или иного уровня образования.
6.4.1. Стартовая диагностика проводится в 1-м, 5-м и 10-м классах.
14

6.4.2. Предметом стартовой диагностики выступает: структура мотивации,
сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том
числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами,
логическими операциями.
6.4.3. По итогам стартовой административной диагностики могут инициироваться решения о направлении обучающихся на ПМПК и последующем (возможном) их переводе на обучение по адаптированным образовательным программам
6.5. Взаимосвязь контрольно-оценочных и диагностических процедур
ВСОКО и задач административного контроля обеспечивается:
- приказом «Об административном контроле, проведении самообследования
и обеспечении функционирования ВСОКО в …/… учебном году».
- графиком оценочных процедур;
- системной управленческой аналитикой, основанной на данных ВСОКО в
разрезе показателей отчета о самообследовании.
7. ВСОКО и самообследования
7.1. Самообследование – мероприятие ВСОКО.
7.2. Отчет о самообследовании – документ ВСОКО.
7.3. График работ по самообследованию и подготовке отчета о самообследовании утверждается приложением к приказу «Об административном контроле,
проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО в …/…
учебном году».
8. Мониторинги в рамках ВСОКО
8.1. В рамках ВСОКО проводятся обязательные мониторинги:
- достижения обучающимися личностных образовательных результатов;
- достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов,
включая уровень сформированности функциональной грамотности;
15

- академической успеваемости обучающихся, результатов ГИА, ВПР, НИКО,
региональных диагностик;
- состояния здоровья обучающихся;
- выполнения «дорожной карты» обеспечения и развития условий реализации
образовательных программ, включая показатели непрерывного профессионального
развития педагогических кадров.
8.2. Мониторинги, обозначенные в п. 8.1., включают стартовую и контрольную диагностики. Стартовая диагностика проводится в начале каждого из уровней
освоения ООП; контрольная – по завершении уровня. Допускается рубежная диагностика, которая совпадает с промежуточной аттестацией и использует результаты промежуточной аттестации.
8.2. По инициативе участников образовательных отношений в МАОУ НГО
«СОШ № 1» могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги. Перечень
текущих и новых мониторингов фиксируется приказом «Об административном
контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования
ВСОКО в …/… учебном году».
8.3. Ежегодному анализу подлежат показатели деятельности МАОУ НГО
«СОШ № 1», выносимые в отчет о самообследовании. Результаты ежегодного анализа составляют аналитическую часть отчета о самообследовании, согласно федеральным требованиям.
9. Документы ВСОКО
9.1. Документы ВСОКО – это информационно-аналитические продукты контрольно-оценочной деятельности, предусмотренные приказом «Об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО в …/… учебном году».
9.2. К документам ВСОКО относятся:
- отчет о самообследовании;
- сводные ведомости успеваемости;
16

- аналитические справки по результатам мониторингов, результатам опроса
удовлетворенности родителей, результатам плановых административных проверок и др.
- аналитические справки по итогам административного контроля уроков;
- аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых
диагностик и ГИА
- анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.;
- приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления
школой.
9.5. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от
задач административного контроля в текущем учебном году.

17

Приложение 1
Функционал должностных лиц, субъектов ВСОКО
Должностное

Выполняемые функции

лицо
Директор школы

- организует разработку локальной нормативной базы
ВСОКО
- создает условия для функционирования ВСОКО;
- утверждает должностные инструкции лиц, включенных в
обеспечение функционирования ВСОКО;
- организует стратегическую проработку развития ВСОКО
- издает распорядительные акты по вопросам ВСОКО
- утверждает приказ «Об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО в …/… учебном году».- обеспечивает предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования

Заместители

- осуществляют проработку позиций для локального регу-

руководителя

лирования ВСОКО; вносят предложения по изменению те-

школы

кущей локальной нормативной базы ВСОКО;
- готовят проекты распорядительных актов по вопросам
ВСОКО
- вносят предложения по оптимизации и развитию ВСОКО;
- координируют деятельность аналитической службы (при
наличии);
- привлекают научных консультантов и экспертов; формируют повестку их занятости и контролируют исполнение
работ;
- обеспечивают соответствие оценочного блока ООП требованиям ФГОС общего образования;
18

- формируют требования к организации текущего контроля
успеваемости;
- организуют промежуточную аттестацию обучающихся;
- организуют итоговую аттестацию обучающихся по предметам, не выносимым на ГИА;
- вносят рекомендации в дизайн электронной версии отчета
о самообследовании, размещаемой на официальном сайте
ОО;
- разрабатывают, при участии IT- специалистов, шаблоны
документирования оценочной информации, в т.ч. включаемой в отчет о самообследовании;
- контролируют выполнение сетевого графика ВСОКО;
- осуществляют итоговое написание отчета о самообследовании согласно выполняемому функционалу и в соответствии с приказом директора;
Члены

комиссии - представляют интересы родителей в вопросах оценки об-

Совета родителей разовательных результатов обучающихся;
по оценке качества - вносят предложения по оценке условий реализации обраобразования

зовательных программ;
- участвуют в обсуждении подходов к оценке содержания
образовательных программ;
- рассматривают локальные нормативные акты ВСОКО

Консультанты,

- оказывают консультативную помощь управленческой ко-

внешние эксперты

манде;
- проводят экспертизу документов ВСОКО

Руководители ме- - разрабатывают и реализуют систему мер по информиротодических

рабо- ванию педагогических работников о целях и содержании

чих групп и (или) ВСОКО;
методисты

- организуют методическое сопровождение оценочной дея19

тельности педагогов;
- содействуют осуществлению обратной связи с участниками образовательных отношений в вопросах доступности
информации ВСОКО
IT- специалисты

- вносят предложения по автоматизации процедур подготовки отчета о самообследовании и прочих информационно-аналитических продуктов ВСОКО;
- обеспечивают размещение отчета о самообследовании на
официальном сайте ОО;
- осуществляют техническое сопровождение подготовки,
размещения и последующего обновления электронной версии отчета о самообследовании

Педагоги

- осуществляют текущий контроль успеваемости в соответствии с принятым в школе порядком;
- обеспечивают проведение текущего контроля качественными контрольно-измерительными материалами;
- реализуют воспитывающий потенциал формирующего
оценивания;
- обеспечивают своевременной оценочной информацией
курирующего заместителя директора школы;
- ведут индивидуальный учет образовательных достижений
обучающихся в рамках своего предмета/курса/проекта;
- взаимодействуют с родителями обучающихся по вопросам результатов их успеваемости;
- заполняют классные журналы/ электронные журналы;
- пишут, по запросу администратора, аналитические справки

Представители

- вносят предложения по оценке качества образования;

коллегиальных

- формируют коллективное мнение об удовлетворенности
20

органов

порядком, формами и методами текущего контроля и промежуточной аттестации
- иное3

3

В соответствии с Уставом ОО

21

Приложение 2
Оценка содержания образования
№

Предмет оценки

Измеритель

1. Общие позиции
1.1

Численность обучающихся, осваивающих ООП

Чел.

1.2

общая численность

Чел.

в разрезе каждого из профилей учебного плана4

Чел.

1.3

Формы реализации ООП:
очная

Имеется/не
имеется.
Количество
чел.

очно-заочная

Имеется/не
имеется.
Количество
чел.

заочная

Имеется/не
имеется.
Количество
чел.

1.4

Наличие сетевой формы реализации:
- под весь объем ООП НОО/ООО/СОО

Имеется/не
имеется.
Количество
чел.

- под часть ООП (указать какую, если имеет место быть)

Имеется/не
имеется

2. Соответствие целевого раздела ООП требованиям ФГОС и ФОП
4

Только для уровня СОО

22

2.1

Пояснительная записка содержит:
- цели реализации ООП

Да/ нет

- задачи, решаемые для достижения цели реализации ООП

Да/ нет

- принципы формирования ООП

Да/ нет

- краткую характеристику психо-возрастных особенностей

Да/ нет

обучающихся (в разрезе уровня)

2.2.

- механизмы реализации ООП

Да/ нет

Планируемые к достижению образовательные результаты

Да/ нет

представлены по группам: личностные, метапредметные,
предметные
2.3

Личностные результаты сформулированы по направлениям

Да/ нет

воспитания
2.4

Метапредметные результаты включают познавательные,

Да/ нет

коммуникативные и регулятивные УУД, а также перечень
междисциплинарных понятий.
2.5

Представлено закрепление метапредметных образовательных Да/ нет
результатов за предметными областями и (или) предметами/
курсами внеурочной деятельности

2.6

Предметные результаты сформулированы на базовом и

Да/ нет

углубленном уровнях
2.7

Показано, каким образом предметные результаты обеспечи-

Да/ нет

вают возможность дальнейшего профессионального обучения и профессиональной деятельности5
2.8

Раскрыта система оценки достижения планируемых образовательных результатов. В т.ч.
- основные направления и цели оценочной деятельности

Да/ нет

- процедуры оценки

Да/ нет

- системно-деятельностный подход к оценке

Да/ нет

5

Только для уровня СОО

23

- уровневый подход к оценке

Да/ нет

- критериальный подход к оценке

Да/ нет

- комплексный характер оценки предметного результата

Да/ нет

(знание-понимание-функциональность)
- роль индивидуальных проектов в оценке метапредметных

Да/ нет

результатов
- особенности диагностики личностных результатов

Да/ нет

- механизмы учета результатов внешних оценочных проце-

Да/ нет

дур в рамках ВСОКО
2.9

Описаны требования к оценке результатов освоения рабочих

Да/ нет

программ: список результатов, требования к выставлению
отметок, график оценочных процедур
2.10 Представлена система внутришкольных мониторингов

Да/ нет

2.11 Показано, каким образом организована самооценка деятель-

Да/ нет

ности школы на основании оценки достижения образовательных результатов обучающихся
3. Соответствие содержательного раздела требованиям ФГОС и ФОП
3.1

В содержательный раздел включены рабочие программы

Да/ нет

предметов, разработанные строго на основе требований ФРП
3.2

Состав и наименования рабочих программ предметов соот-

Да/ нет

ветствуют составу и наименованию предметов учебного плана ООП
3.3

В содержательный раздел включены рабочие программы

Да/ нет

предметов, разработанные с учетом требований ФГОС к
предметным, метапредметным или личностным образовательным результатам
3.4

Состав и наименования рабочих программ соответствуют со- Да/ нет
ставу и наименованию предметов учебного плана и курсов
внеурочной деятельности
24

3.5

Представлена Программа развития/формирования УУД. В
т.ч.:
- дано краткое описание потенциала учебных предметов в

Да/ нет

формировании/ развитии УУД
- отражены цели и задачи программы

Да/ нет

- детализировано закрепление (взаимосвязь) метапредметных Да/ нет
образовательных результатов за предметными областями и
учебными предметами
- описаны особенности реализации программы; представле-

Да/ нет

ны формы и методы реализации
- раскрыты подходы к организации и сопровождению про-

Да/ нет

ектной деятельности обучающихся
- представлена система оценки результатов проектной дея-

Да/ нет

тельности
3.6

Представлена рабочая программа воспитания обучающихся,
которая разработана на основе федеральной рабочей программы воспитания

3.7

Пояснительная записка программы воспитания включает:
- указание на связь с федеральными требованиями

Да/ нет

- указание на преемственность воспитательной работы на

Да/ нет

уровне … с воспитательной работой в …
3.8

Целевой раздел программы воспитания включает:
- констатацию национальных ценностей российского обще-

Да/ нет

ства, которые определяют инвариантное содержание программы воспитания
- цель и задачи программы воспитания

Да/ нет

- направления воспитания

Да/ нет

- целевые ориентиры результатов воспитания по каждому

Да/ нет

направлению
25

3.9

Содержательный раздел программы воспитания включает:
- описание уклада школы как пространства воспитательной

Да/ нет

работы
- характеристику видов, форм и содержания воспитательной

Да/ нет

деятельности
- описание всех реализуемых модулей воспитательной рабо-

Да/ нет

ты
3.10 Организационный раздел программы воспитания включает:
- описание кадрового обеспечения воспитательной работы

Да/ нет

- описание нормативно-методического обеспечения воспита-

Да/ нет

тельной работы
- особые условия работы с обучающими, имеющими ОВЗ

Да/ нет

- система поощрения социальной успешности и проявления

Да/ нет

активной жизненной позиции обучающихся, включая использование портфолио обучающихся и рейтингов обучающихся
- описание системы самоанализа воспитательной работы

Да/ нет

4. Соответствие организационного раздела требованиям ФГОС и ФОП
4.1

Сформированы учебные планы профилей

Да/ нет

4.2

Объем учебного плана составляет не менее … часов и не бо-

Да/ нет

лее … часов за уровень образования6
4.3

Формируемая часть учебного плана каждого профиля вклю-

Да/ нет

чает дополнительные предметы и курсы по выбору
4.4

Учебный план ООП СОО включает курс «Индивидуальный

Да/ нет

проект»
4.5

Представлен план внеурочной деятельности

Да/ нет

4.6

План внеурочной деятельности имеет инвариантную и вари-

Да/ нет

ативную части
6

Для каждого уровня образования применяются свои значения

26

4.7

Объем плана внеурочной деятельности не превышает … ча-

Да/ нет

сов за уровень7
4.8

Один час в неделю отведен на внеурочное мероприятие «Раз- Да/ нет
говоры о важном»

4.9

Один час в неделю отведен на «обеспечение благополучия

Да/ нет

обучающихся», решение организационных вопросов
4.10 До 4-х часов в неделю отводится на курсы внеурочной дея-

Да/ нет

тельности
4.11 Представлен календарный план воспитательной работы

Да/ нет

4.12 Представлен календарный учебный график

Да/ нет

4.13 Описаны условия реализации ООП

Да/ нет

- кадровые

Да/ нет

- психолого-педагогические

Да/ нет

- материально-технические

Да/ нет

- информационно-методические

Да/ нет

- финансовые

Да/ нет

4.14 Представлен сетевой график (дорожная карта) по формиро-

Да/ нет

ванию необходимой системы условий и подходы к контролю
за состоянием системы условий
5. Приложения к ООП НОО/ООО/СОО
5.1

Наличие материалов, подтверждающих учет потребностей

Имеется/не

участников образовательных отношений при разработке ча-

имеется

сти ООП, формируемой участниками образовательных отношений (если указанные материалы не представлены в другом документе)
5.2

Наличие методических материалов (при необходимости)

Имеется/не
имеется

7

Для каждого уровня образования применяются свои значения

27

Приложение 3
Оценка условий реализации образовательных программ
Группа
условий

Критерии оценки

Единица
измерения

Кадровые

Численность/удельный вес численности пе- Чел./%

условия

дагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности

Чел./%

педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности пе- Чел./%
дагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:
- соответствие занимаемой должности;
– первая;
– высшая
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет

28

Чел./%

Численность/удельный вес численности пе-

Чел./%

дагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за
последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности,
в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности

Чел./%

педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих
профессиональную переподготовку по
профилю/направлению профессиональной
деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических
и административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности

Чел./%

педагогических работников, своевременно
прошедших повышение квалификации по
осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических
и административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, охваченных
29

Чел./%

непрерывным профессиональным образованием:
– тренинги, обучающие семинары, стажировки;
- форумы, конференции
Численность/удельный вес численности

Чел./%

педагогических работников, являющихся
победителями или призерами конкурсов
профессионального мастерства
Численность/удельный вес численности

Чел./%

педагогических работников, имеющих
публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном
уровнях
Психолого-

Количество педагогов-психологов

Чел.

педагогические

Количество педагогов-логопедов

Чел.

условия

Количество педагогов-дефектологов

Чел.

Количество социальных педагогов

Чел.

Доля педагогических работников с вме-

Чел./%

ненным функционалом тьютора в общем
количестве педагогических работников
Наличие оборудованного помещения,

Имеется/не имеет-

приспособленного для индивидуальных

ся

консультаций с обучающимися, родителями
Наличие оборудованных образовательных

Имеется/не имеет-

пространств для психологической раз-

ся

грузки; рекреационных зон
Материально-

Количество компьютеров в расчете на од30

Ед.

технические

ного учащегося

условия

Оснащенность учебных кабинетов (в соот-

Ед./%

ветствии с ФГОС/федеральными или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки, в

Да / нет

том числе:
– с обеспечением возможности работы на
стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного средствами сканирования и
распознавания текстов;
– с выходом в интернет с компьютеров,
расположенных в помещении библиотеки;
– с возможностью размножения печатных
бумажных материалов
Численность/удельный вес численности

Чел./%

учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых

Кв. м

осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося
Учебно-

Количество экземпляров учебной и учеб-

методическое и

но-методической литературы в общем ко-

информационное личестве единиц хранения библиотечного
обеспечение

фонда, состоящих на учете, в расчете на
одного учащегося
31

Ед./%

Количество экземпляров справочной ли-

Ед.

тературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров научно-

Ед.

популярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного
фонда, состоящих на учете, в расчете на
одного учащегося
Соответствие используемых учебников и

Соответствует/не

учебных пособий федеральному перечню

соответствует

Наличие общедоступного аннотированно-

Да/Нет

го перечня информационных образовательных ресурсов интернета
Количество единиц электронных образо-

Ед.

вательных ресурсов, используемых при
реализации рабочих программ по предметам учебного плана
Количество единиц цифровых программ-

Ед.

ных продуктов, используемых при реализации плана внеурочной деятельности
Количество единиц цифровых программ-

Ед.

ных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности обучающихся
Соответствие структуры и содержания

Соответствует/

сайта требованиям статьи 29 Федерально-

не соответствует

го закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
32

Приложение 4
Оценка предметных образовательных результатов
№ Показатели оценки предметных образовательных результатов
1

Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих

Единица
измерения
Чел./%

на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей
численности учащихся
2

Балл трех лучших и трех худших результатов ОГЭ выпускников

Балл

9-го класса по русскому языку
3

Балл трех лучших и трех худших результатов ОГЭ выпускников

Балл

9-го класса по математике
4

Балл трех лучших и трех худших результатов ЕГЭ выпускников

Балл

11-го класса по русскому языку
5

Балл трех лучших и трех худших результатов ЕГЭ выпускников

Балл

11-го класса по математике
6

Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел./%
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса

7

Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел./%
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса

8

Численность/удельный вес численности выпускников 11-го клас- Чел./%
са, получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности
выпускников 11-го класса

9

Численность/удельный вес численности выпускников 11-го клас- Чел./%
са, получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса
33

10 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел./%
не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса
11 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го клас- Чел./%
са, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в
общей численности выпускников 11-го класса
12 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел./%
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса
13 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го клас- Чел./%
са, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса
14 Численность/удельный вес численности обучающихся, приняв-

Чел./%

ших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности обучающихся
15 Численность/удельный вес численности обучающихся – победи-

Чел./%

телей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности обучающихся, в том числе:
– муниципального уровня;

Чел./%

– регионального уровня;

Чел./%

– федерального уровня;

Чел./%

– международного уровня

Чел./%

16 Численность/удельный вес численности обучающихся, получаю-

Чел./%

щих образование с углубленным изучением отдельных учебных
предметов, в общей численности обучающихся
17 Численность/удельный вес численности обучающихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности обучающихся

34

Чел./%

Приложение 5
Оценка метапредметных образовательных результатов
Критерии оценки метапредметных образовательных результатов

Вид метапредметных

Уровень

Уровень основно-

начального

го

общего образо-

общего образова-

вания

ния

образовательных результатов

Уровень среднего
общего образования

Способность принимать и сохранять
цели учебной деятельности
Регулятивные УУД

Освоение спо-

Умение самостоя-

Способность и го-

собов решения

тельно планиро-

товность к само-

проблем твор-

вать пути дости-

стоятельному по-

ческого и поис-

жения целей; осо-

иску методов ре-

кового характе-

знанно выбирать

шения практиче-

ра

наиболее эффек-

ских задач, при-

тивные способы

менению различ-

решения учебных

ных методов по-

и познавательных

знания, в том чис-

задач

ле для решения
творческих и поисковых задач

Умение плани-

Умение соотно-

Умение самостоя-

ровать, контро-

сить свои дей-

тельно определять

лировать и оце-

ствия с планируе-

цели деятельности

нивать свои

мыми результата-

и составлять пла-

учебные дей-

ми; корректиро-

ны деятельности;

ствия

вать планы в свя-

выбирать успеш-

35

зи с изменяющей-

ные стратегии в

ся ситуацией

различных ситуациях

Освоение

Умение осознанно Владение навы-

начальных

выбирать наибо-

ками познава-

форм познава-

лее эффективные

тельной рефлек-

тельной и лич-

способы решения

сии как осознания

ностной ре-

учебных и позна-

совершаемых

флексии

вательных задач

действий, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных
задач и средств их
достижения

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность действовать в ситуациях неуспеха
Познавательные УУД

Первичный

Способность ис-

Опыт реализации

опыт использо-

пользовать знако-

индивидуальных

ИКТ; примене-

вания ИКТ и

во-символических проектов с ис-

ние знаково-

применения

средства в про-

символических

знаково-

ектной деятельно- ИКТ и примене-

средств в учеб-

символически-

сти и (или) учеб-

ных целях

ми средств при

ном исследовании символических

1) Использование

пользованием
ния знаково-

решении учеб-

средств для пре-

ных задач

зентации проекта

36

2) Смысловое чте-

Первичные

Умение самостоя-

Наличие опыта

ние (читатель-

навыки поиска,

тельно работать с

критически оце-

ская грамот-

сбора и про-

разными источни- нивать и интер-

ность); работа с

стейшей обра-

ками информа-

претировать ин-

информацией

ботки инфор-

ции.

формацию, полу-

мации для ре-

Умение искать

чаемую из раз-

шения учебных

информацию,

личных источни-

задач.

факты в комбини-

ков.

Начальные зна-

рованных нели-

Владение прие-

ния о типах и

нейных текстах, в

мами стилистиче-

структуре тек-

т.ч. цифровых.

ской вариативно-

стов; опыт со-

Владение навы-

сти.

здания текстов-

ком написание

Устойчивый

описаний и тек-

текстов различ-

навык интерпре-

стов- повество-

ных типов и сти-

тации текстов;

ваний.

лей.

вычленения акту-

Умение опреде- Устойчивый

ального текста и

лять тему тек-

навык анализа

подтекста, пони-

ста и отвечать

изобразительно-

мания авторской

на вопросы по

выразительных

позиции.

тексту

средств языка

Опыт создания
метатекстов

3) Логические операции

Первичное

Умение опреде-

Способность из-

освоение логи-

лять понятия, со-

менять познава-

ческих опера-

здавать обобще-

тельные тактики и

ций и действий

ния, классифици-

приемы познава-

(анализ, синтез,

ровать, самостоя-

тельной деятель-

классификация) тельно выбирать

ности в зависимо-

основания и кри-

сти от ее текущих

37

терии для класси-

результатов.

фикации, уста-

Навык самооцен-

навливать при-

ки уровня сфор-

чинно-

мированности ло-

следственные свя- гических оперази, строить логи-

ций.

ческое рассужде-

Умение анализи-

ние, умозаключе-

ровать собствен-

ние и делать вы-

ную познаватель-

воды

ную деятельность
на этапе подготовки презентации индивидуального проекта

Знание и

Активное исполь-

начальный опыт зование речевых

Вариативное использование рече-

Коммуникативные

выбора языко-

средств в соответ- вых средств в со-

УУД

вых средств в

ствии с целями

ответствии с це-

соответствии с

коммуникации

лями коммуника-

целями комму-

ции

никации
Взаимодействие Умение организо-

Умение продук-

с партнером,

вывать учебное

тивно общаться и

адекватная

сотрудничество со взаимодейство-

оценка соб-

сверстниками и

вать в процессе

ственного пове-

педагогами

совместной дея-

дения

тельности, учитывать позиции
участников дея38

тельности
Готовность и

Готовность и спо-

Готовность раз-

способность

собность учиты-

решать конфлик-

формулировать

вать мнения дру-

ты, стремление

и отстаивать

гих в процессе

учитывать и ко-

свое мнение

групповой работы ординировать
различные мнения
и позиции

Способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности; находить общее
решение

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.