Положение об обучении с применением дистанционных технологий

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НГО «СОШ №1»)

ПРИНЯТО
решением
педагогического совета
протокол
от 26.08.2024 №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор Р.Х. Хафизов
Приказ от 28.08.2024 № 126
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D56988E9231AFA278B4ECFA3F05F7E9
Владелец: Хафизов Рашид Харисович
Действителен: с 08.04.2024 до 02.07.2025

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в МАОУ НГО «СОШ № 1»

г. Новая Ляля
2024

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября
2023 года №1678, Уставом МАОУ НГО «СОШ №1».
Настоящее Положение регламентирует порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ
(далее – образовательные программы) или их частей.
1.2. Понятия, используемые в Положении:
- "информационные системы" - государственные информационные системы, региональные информационные системы и информационные системы
образовательной организации, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- "онлайн-курс" - учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
размещаемый на официальном сайте образовательной организации и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), и
направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения;
- "цифровой образовательный контент" - материалы и средства обучения
и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные
ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний,
умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся;

- "цифровые образовательные сервисы" - цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе
дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;
- "цифровое индивидуальное портфолио обучающегося" - структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах
об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.
При применении электронного обучения организуется как отложенное
во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим работником посредством использования баз данных,
цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником, в том числе для осуществления контроля
усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных предметов,
курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
При применении дистанционных образовательных технологий образовательные программы реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
При реализации дополнительных образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предполагается режим обучения, при котором обучающийся
осваивает образовательную программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосред-

ственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в
аудитории.
1.3. Реализация образовательных программ или их частей может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, в том
числе обучение при выборе дисциплин профильной подготовки, дисциплин
дополнительного образования, необходимости организации индивидуальных занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, детей, обучающихся на дому по состоянию здоровья или обучающихся, длительно отсутствующих на занятиях по различным уважительным причинам или иным причинам, обучение обучающихся заочной
формы обучения; при реализации карантинных мероприятий; в дни работы
пункта проведения экзамена на базе образовательной организации.
1.4. Использование электронного обучения и обучения с помощью
дистанционных технологий способствует решению следующих задач:
а) повышению эффективности учебной деятельности учащихся;
б) повышению эффективности организации учебного процесса;
в) повышению эффективности использования учебных помещений.
1.5. Основными принципами организации обучения с применением
электронных ресурсов и дистанционных технологий являются:


принцип интерактивности, выражающийся в возможности посто-

янных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы,
электронная почта, Интернет - конференции, онлайн уроки);


принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учеб-

ные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные
ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением ди-

станционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;


принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного

процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;


принцип модульности, позволяющий использовать ученику и

преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;


принцип оперативности и объективности оценивания учебных

достижений учащихся.
2. Организация обучения с применением электронных ресурсов и
использования дистанционных технологий
2.1. Прием школьников на обучение по программам начального, основного, среднего общего образования, а также по программам дополнительного
образования с применением дистанционных образовательных технологий
осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) и обучающихся, получивших основное общее образование
или достигших восемнадцати лет, содержащего сведения об обучающемся
(для регистрации присвоения индивидуального пароля и логина, установления контакта).
2.2. В целях реализации образовательной программы в течение всего периода обучения для участников образовательных отношений создаются
условия получения доступа к электронной информационно-образовательной
среде образовательной организации, обеспечивающей независимо от места
нахождения обучающихся:
а) доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) и практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим элек-

тронные учебно-методические материалы, указанным в рабочих программах,
в том числе к онлайн-курсам размещаются на официальном сайте образовательной организации https://1nl.uralschool.ru/;
б) доступ к государственным информационным системам, предусматривающим обработку персональных данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и эксплуатируемым для реализации основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий осуществляется посредством регистрации на
сайте ЦОС «Моя Школа» https://myschool.edu.ru/. Авторизация осуществляется через единую систему идентификации и авторизации (ЕСИА Госуслуги);
в) фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации
осуществляется посредством сервиса ГИС СО «Единое цифровое пространство»: электронный журнал и электронный дневник («Дневник Свердловской
области»), доступ для учителей по адресу https://jurnal.egov66.ru и для обучающихся и родителей по адресу https://dnevnik.egov66.ru. Авторизация осуществляется через единую систему идентификации и авторизации (ЕСИА
Госуслуги).
г) проведение всех видов занятий, оценки результатов обучения по образовательным программам, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
осуществляется посредством сервиса «Дневник Свердловской области», а
также учебного профиля информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» https://sferum.ru;
д) формирование цифрового индивидуального электронного портфолио
обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и
оценок в отношении этих работ осуществляется посредством информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»;

е) взаимодействие между участниками образовательных отношений, в
том числе отложенное во времени и опосредованное (на расстоянии) в режиме реального времени посредством сервиса «Дневник Свердловской области», а также учебного профиля информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум».
С помощью вышеуказанных ресурсов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучения:
- учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из
имеющихся заданий или создаёт, нужные для обучающихся, а также ресурсы
и задания;
- администрация образовательной организации, методическая служба,
учителя, обучающиеся и их родители (законные представители) своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию
указанных позиций в информационной среде;
- обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;
- учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде
текстовых или аудио рецензий, форумов, устных онлайн консультаций;
- обучающиеся, их родители (законные представители), учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума,
выражая свое мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в
информационной среде.
2.3. При реализации образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация определяет:
а) основные средства обучения и цифровой образовательный контент,
виды используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей;

б) способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, необходимость и (или) ограничения по применению цифровых образовательных
сервисов и цифрового образовательного контента в обучении, которые учитываются при разработке образовательных программ;
в) образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
в соответствии с требованиями части 3 статьи 16 Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации".
2.4. Оповещение участников образовательных отношений о реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году осуществляется до 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в
открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
В течение десяти рабочих дней после утверждения документов обеспечивается открытость и доступность информации о реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий путем размещения указанной информации на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
2.5. При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет,
родителя (законного представителя) обучающегося об отказе в применении
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
обучение по таким образовательным программам такого обучающегося осу-

ществляется без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.6. Решение о реализации образовательных программ и проведении
промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий принимается образовательной организацией
совместно со всеми участниками образовательных отношений путем издания
локального нормативного акта образовательной организации в установленном ею порядке.
2.7. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
образовательной организацией:
а) обеспечивается соответствующий применяемым технологиям уровень
подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников образовательной организации;
б) обеспечивается обучающемуся доступ к средствам обучения, в том
числе к программному обеспечению для реализации дистанционных образовательных технологий в объеме, предусмотренном образовательной программой, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы или ее части;
в) определяется порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых
дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных
технологий;
г) определяется порядок оказания технической помощи обучающимся и
педагогическим работникам;
д) определяется соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организа-

цией, и объема занятий, проводимых на иных условиях, а также с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
е) определяется порядок фиксации хода образовательного процесса,
промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации путем издания локального нормативного акта образовательной организации;
ж) обеспечивается реализация образовательных программ обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
з) обеспечивается соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев, когда реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.8. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
ведется учет и осуществляется хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронной форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и Федерального закона "Об архивном деле в
Российской Федерации", а также обеспечивается обработка персональных
данных обучающихся и иных участников образовательных отношений всоответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных".
2.9. Администрация образовательной организации:
- осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную
программу с применением дистанционных образовательных технологий;

- осуществляет мониторинг необходимого технического оборудования
для организации образовательного процесса (планшет – ноутбук - компьютер, интернет, необходимые приложения);
- определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в учебном процессе; определяет ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по каждой параллели, каждому классу и каждому учебному предмету, при возможности определяет обучающимся одной параллели один набор
ресурсов;
- информирует всех участников образовательного процесса о возможных механизмах использования ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
- утверждает расписание и график обучения с применением дистанционных образовательных технологий, включая регулярные видео - чаты (онлайн уроки, вебинары и т.д.); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график отправки и приёма домашних заданий, часы консультаций;
- закрепляет учебные предметы за днями недели, сгруппировав учебный материал крупными блоками.
2.10. Технический специалист:
- осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий;
- осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения
учащихся для организации образовательного процесса (наличие компьютера/ноутбука/планшета/телефона с выходом в интернет; электронной почты
обучающегося и родителей);
- осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями - предметниками.
2.11. Учитель-предметник:

- определяет набор заданий на утвержденных электронных ресурсах,
приложений для организации дистанционной формы работы по учебному
предмету;
- определяет средства коммуникации: почта, чат, электронный журнал;
формат и методику проведения видео уроков - вебинаров и т.д.; периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания; переченьдополнительных источников информации; способы организации обратной связи, рефлексии;
- определяет учебный материал для своего учебного предмета;
- проводит корректировку рабочих программ, оформляет лист коррекции рабочих программ;
- определяет допустимый объём домашних заданий;
- определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих
и проектных работ;
- регулярно информирует родителей (законных представителей) о результатах обучении детей.
2.12. Использование дополнительных информационных систем обучения для организации образовательного процесса.
Образовательная организация может использовать доступ к системам
дистанционного обучения, предоставляемыми сторонними организациями и
использование следующих электронных образовательных ресурсов:
-

«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/

-

«Мобильное Электронное Образование» https://mob-edu.ru/

-

Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»

https://uchi.ru/
-

Цифровой

образовательный

ресурс

для

школ

«ЯКласс»

https://www.yaklass.ru/
-

Площадка

https://edu.sirius.online/

Образовательного

центра

«Сириус»

-

Образовательная

платформа

«Яндекс

Учебник»

https://education.yandex.ru/uchebnik/
2.13. Основными элементами системы дистанционного обучения являются:


цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образова-

тельных сайтах;


видеоконференции;



надомное обучение с дистанционной поддержкой;



вебинары;



электронные носители мультимедийных приложений к учебни-



электронные наглядные пособия.

кам;
2.14. Формы дистанционных образовательных технологий, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах
по предметам. В обучении с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:


лекция;



консультация;



семинар;



практическое занятие;



лабораторная работа;



контрольная работа;



самостоятельная работа.

2.15. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных
ресурсов:


электронные учебники;



интерактивные обучающие ресурсы;



виртуальные среды учебно-практической деятельности;



компьютерные демонстрации;



электронные источники информации.

2.16. Ресурсами, сопровождающими предметные дистанционные курсы, могут быть:


тестирование онлайн;



конкурсы, консультации онлайн;



предоставление методических материалов.

2.17. Возможные форматы материалов для реализации электронного
обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий:
а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного
материала;
б) система открытого планирования всех тем;
в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста,
содержащего ссылки на другие учебные материалы;
г) терминологический словарь;
д) мультимедийные объекты: видео - и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
е) интерактивные тесты;
ж) тренажеры по предметам;
з) лабораторный практикум удаленного доступа;
и) комплексные домашние задания и творческие работы;
к) справочники;
л) иллюстративный материал;
м) архивную и энциклопедическую информацию;
н) библиографические ссылки;
о) систему поиска информации и пр.
2.18. Структура занятия и процесс обучения
2.18.1. Формат занятий:



прочтение обучающимся методических материалов (с трениро-

вочными упражнениями, выполняемых на рекомендуемых программах);


ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каж-

дому занятию;


возможна подготовка реферата при завершении темы;



разработка индивидуального проекта и пр.

2.18.2. Начало изучения каждой из тем определяется получением методических материалов по теме. Вместе с этими материалами направляются рекомендации по их изучению: сроки освоения темы, правила оформления отчета по теме. Это не означает, что не допускаются оперативные вопросы
слушателей по ходу выполнения занятий. При индивидуальном обучении
значительно возрастает роль личной переписки учитель - ученик с помощью
мессенджеров.
2.19. Требования к аттестации определяются Положением о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
3. Единая система идентификации и аутентификации и единая биометрическая система в целях аутентификации обучающегося
3.1. Для использования единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в целях аутентификации обучающегося (законного представителя) в информационной системе информационная
система образовательной организации подключается к инфраструктуре,
обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и
муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных
функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1382 "О присоединении
информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,

используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг
и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной
форме".
3.2. Обработка биометрических персональных данных обучающегося с
использованием единой биометрической системы допускается с согласия
обучающегося или с согласия родителя (законного представителя) в соответствии с Федеральным законом "Об осуществлении идентификации и (или)
аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в случае, если обучающийся не достиг совершеннолетия, при соблюдении следующих условий:
а) завершение обучающимся прохождения процедуры регистрации в
единой системе идентификации и аутентификации;
б) размещение биометрических персональных данных обучающегося в
единой биометрической системе.
3.3.Для проведения промежуточной аттестации, текущего контроля
успеваемости и итоговой аттестации с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в порядке проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации определяются:
а) способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся;
б) порядок использования сервиса контроля условий проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации нарушений (далее - сервис прокторинга);
в) порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего промежуточную аттестацию, текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию,
при возникновении технических проблем, препятствующих проведению
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости с применением дистанционных образовательных технологий;

г) порядок, сроки и способы информирования обучающихся о порядке
проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и
итоговой аттестации, а также о способе ознакомления с их результатами.
3.4. Порядок применения сервиса прокторинга, а также сервисов взаимодействия преподавателей с обучающимися и законными представителями
посредством видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами и перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых технологий, определяются локальными
нормативными актами образовательных организаций и размещаются в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети
"Интернет".
4. Заключительные положения.
4.1. Настоящее Положение действует с 01 сентября 2024 г. до принятия
нового в действие приказом директора образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».