Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского муниципального округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НМО «СОШ №1»)
Рабочая программа
по курсу «Индивидуальный проект»
для среднего общего образования
Срок освоения программы: 1 год (10 кл.)
Рабочая программа является компонентом содержательного раздела ООП СОО,
утвержденной приказом от 30.08.2023 № 117 с изменениями от 28.08.2024 г. №
125, 29.08.2925 г. № 136
г. Новая Ляля
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (далее – Программа)
составлена на основе требований обновленного ФГОС СОО к индивидуальной
проектной деятельности обучающихся.
Программа рассчитана на 34 часа. Реализуется в 10-м классе в рамках обязательной части учебного плана.
При составлении Программы учтены:
- рекомендации ФОП СОО по использованию индивидуальных проектов в
рамках профильного обучения;
- рекомендации федеральной программы развития УУД (п. 129 ФОП СОО);
- методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования
(письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. №
АБ-2324/05);
- подходы к профориентации обучающихся, реализованные программой
курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (2023 г.)
- содержание учебного пособия «Индивидуальный проект»// Половкова
М.В., Майсак М.В, Половкова Т.В. – М.: Изд-во Просвещение, 2019 г.
В рамках программы реализуется идея содействия самоопределению обучающихся, основанная на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практико-ориентированного
и
диагностико-
консультативного подходов развития готовности старшеклассников к личностному и профессиональному самоопределению.
Формы проведения занятий: лекция, дискуссия, практикум по решению
проектных кейсов, семинар.
Программа позволяет вести комплексную диагностику достижения старшеклассниками планируемых метапредметных результатов, включая уровень развития функциональной грамотности.
Совокупный образовательный результат обучающихся, освоивших Программу, – положительное экспертное заключение на выполненный индивидуальный проект. Шаблон экспертного заключения представлен в Приложении
к
настоящей Программе.
Планируемые результаты освоения курса «Индивидуальный проект»
Образовательные результаты освоения курса «Индивидуальный проект» носят комплексный характер, поскольку сочетают развитые личностные качества
(познавательный интерес, опыт проведения исследований, готовность к выбору
профессии) и метапредметные образовательные результаты (п. 129.2.4.2 ФОП
СОО).
Основные результаты освоения курса «Индивидуальный проект» выражаются в том, что старшеклассник умеет:
- ставить, обсуждать и формулировать задачи проекта и (или) задачи учебного исследования;
- соотносить поставленные задачи с предполагаемыми ресурсами и средствами проектной деятельности и (или) учебного исследования;
- планировать этапы проекта и (или) учебного исследования в соответствии
с поставленными задачами;
- применять УУД в жизненных ситуациях; прибегать к учебному сотрудничеству и взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- регулировать, в т.ч. при посредничестве педагога/педагога-психолога собственные мотивы выполнения проекта и (или) учебного исследования;
- анализировать ресурсы решения проектных и (или) исследовательских задач (имеющиеся в собственном распоряжении или возможные к использованию
во внешней среде);
- обдумывать способы решения задач, в т.ч. с учетом расширения ресурсной
базы проекта и (или) исследования;
- обращаться к различным информационным ресурсам;
- составлять тематические подборки информации в соответствии с задачами
проекта и (или) исследования;
- самостоятельно писать текст проектной и (или) исследовательской работы;
- приводить текст проектной и (или) исследовательской работы в соответствие с требованиями;
- планировать защиту проекта, презентовать результаты проекта широкой
публике.
Декомпозиция указанных результатов по тематическим разделам Программы представлена ниже, в тематическом планировании Программы.
Содержание курса
Понятие проекта. Виды проектов и требования к их выполнению
Организация проектной и исследовательской деятельности в МАОУ НГО
«СОШ №1». Система сопровождения проектной и исследовательской деятельности. Общие требования к текущей отчетности по ходу выполнения проекта. Внутришкольные и партнерские мероприятия для трансляции промежуточных результатов проекта.
Взаимосвязь мотивационного, информационно-знаниевого и деятельностного компонентов саморегуляции в ходе выполнения проекта. Мотивация как атрибут развитых волевых качеств.
Структура проекта. Понятие проектной задачи и способов ее решения
Проектный метод – как средство освоения окружающего мира. Основные
характеристики проектного метода. Выводы из опыта проектной деятельности в
4-9-х классах. Требования к проектной компетенции со стороны современных работодателей.
Актуальные направления школьных проектов и учебных исследований.
Моно- и межпредметные направления проектной деятельности: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное; информационное.
Виды проектов: информационный, творческий, социальный, прикладной,
инновационный, конструкторский, инженерный.
Общее понимание задачи как этапа достижения цели. Отличие проектных и
исследовательских задач. Требования к формулировке задач. Минимальный и оптимальный состав задач. Согласованность задач и этапов реализации проекта и
(или) этапов учебного исследования. Отражения плана выполнения задач в оглавлении текста проектной работы и (или) текста учебного исследования.
Заполнение паспорта проекта: тема, ключевая идея, цель, задачи, планируемые результаты (гипотеза для учебного исследования), этапы выполнения, ресурсы (апробация для учебного исследования). Оценка паспорта проекта своего одноклассника на предмет актуальности темы, согласованности цели, задач и планируемых результатов. Составление краткой аннотации планируемых результатов
проекта и (или) формулировка гипотезы учебного исследования.
Особенности учебных исследований как вида индивидуального проекта
Отличия проектной и исследовательской деятельности.
Учебное исследование как инструмент учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимой для освоения социальной жизни и культуры.
Формы представления результатов учебного исследованиями: доклад, реферат, макет, опытный образец, разработка, информационный продукт и др.
Постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирование
работы, отбор и интерпретация необходимой информации, структурирование аргументов результатов исследования на основе собранных данных.
Элементы математического моделирования и анализа как инструмент интерпретации результатов исследования. Работа с несколькими информационными
ресурсам: составление тематических подборок в соответствии с задачами проекта
и (или) исследования; аннотирование подборок; подготовка небольшой презентации по одному из ресурсов.
Оформление текста проектной/ исследовательской работы
Общие требования к тексту проектной и (или) исследовательской работы.
Оформление основных элементов теста, в т.ч. списка источников. Порядок цитирования. Проверка на антиплагиат.
Применение методики SWOT-анализа в прогнозировании рисков собственного проекта или учебного исследования. Составление, на основе результатов
SWOT-анализа, перечня мероприятий по предупреждению рисков выполнения
проекта или учебного исследования. Обсуждение результатов SWOT-анализа с
одноклассниками.
Оформление титульного листа проекта; оформление оглавления и вводной
части; оформление ссылок на источники; работа с системой «антиплагиат».
Подготовка презентации проекта/ учебного исследования
Общие требования к презентации проектной и (или) исследовательской работы. Подготовка презентации по заданному шаблону. Инфографика в презентации. Сопроводительные тезисы к слайдам презентации
Подготовка презентации собственного проекта и (или) учебного исследования по готовому шаблону. Использование сервиса сервисом PowerPoint для
оформления презентации. Разработка 3-5-х слайдов презентации с применением
инфографики. Формулировка сопроводительных тезисов к слайдам презентации
Публичная защита проекта/ учебного исследования
Основные правила публичного выступления. Регламент выступления с презентацией проекта и (или) учебного исследования. Базовые техники ораторского
мастерства.
Постановка вопроса и ответа по существу презентации (симулятивный тренинг в группах). Подбор аргументов разного типа (статистика, ссылка на авторитеты, ссылка на опыт). Разбор и обсуждение видео-кейсов на предмет поведенческой саморегуляции во время презентации.
Тематическое планирование
Тематический
Часы
раздел
Планируемые личностные
Планируемые метапред-
результаты
метные результаты
Понятие проек- 4
Самоидентификация
в Определяет
цели
дея-
та. Виды про-
личностно и общественно тельности, задает пара-
ектов и требо-
значимой деятельности.
вания к их вы-
ценностное отношение к стижения.
полнению
достижениям своей Роди- Интегрирует
метры и критерии их доинформа-
ны – России и собственно- цию из разных предметго региона, к науке, искус- ных областей и отраслей
ству, спорту, технологиям, наук
боевым подвигам и трудовым достижениям народа
Структура про- 10
Сформированность
екта.
воззрения,
Понятие
проектной
за-
миро- Выявляет закономерно-
соответствую- сти и противоречия в
щего современному уров- рассматриваемых
дачи и спосо-
ню развития науки и обще- ниях.
бов ее решения
ственной практики.
Определяет
явле-
замысел
стремление к творческому проекта, ведущую просамовыражению в любой ектную задачу и способы
профессии
ее решения
Особенности
8
Сформированность
миро- Называет основные при-
учебных иссле-
воззрения,
соответствую- знаки исследования как
дований
как
щего современному уров- вида деятельности; вы-
вида индивиду-
ню развития науки и обще- двигает и формулирует
ального проек-
ственной практики.
та
Установка на осмысление Разрабатывает план прособственного
гипотезу исследования.
опыта, верки гипотезы; решает
наблюдений, поступков и задачи исследования
стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия
Оформление
4
Способность оценивать си- Оценивает соответствие
текста проект-
туацию и принимать осо- достигнутых
ной/ исследова-
знанные решения, ориен- тельно результатов це-
тельской рабо-
тируясь
ты
нравственные
на
морально- лям своей деятельности,
нормы
и взвешивает риски и по-
ценности.
следствия
Эстетическое отношение к тельности
миру,
включая
эстетику
научного и технического
творчества
самостоя-
своей
дея-
Подготовка
4
Сознательное отношение к Оценивает
достовер-
презентации
непрерывному
проекта/ учеб-
нию как условию успеш- формации, ее соответ-
ного
ной профессиональной и ствие правовым и мо-
исследо-
вания
общественной
образова- ность, легитимность ин-
деятельно- рально-этическим
сти
нор-
мам.
Создает тексты различных
функциональных
стилей
Публичная за- 4
Толерантное
щита
поведение в поликультур- ные самостоятельно тек-
проекта/
учебного
ис-
сознание
и Сопровождает
создан-
ном мире, готовность и сты графической и иной
следования
способность вести диалог с визуальной информацидругими людьми, дости- ей.
гать в нем взаимопонима- Вступает
ния
в
диалог
с
аудиторией, экспертами;
не испытывает речевых
барьеров в ходе ответов
на вопросы.
Свободно владеет сервисом PowerPoint для подготовки презентаций
Итого
34 часа
Приложение
Экспертное заключение на выполненный проект обучающегося 10 класса
(оценка ключевых проектных компетенций)
ФИ обучающегося ____________________________________________
Критерии
Параметры
Тема проекта
Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и
интересов обучающегося
Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности
Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории
Разработанность Структура проекта соответствует его теме
проекта
Разделы проекта отражают его основные этапы
Актуальность и перечень задач проектной деятельности согласованы
Ход проекта по решению поставленных задач представлен
Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы
Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной
деятельности, включены в текст проектной работы
Значимость
проекта
Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный
для стиль учащегося, его склонности и интересы
учащегося
Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной
ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования
В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта,
уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта
Оформление
текста
Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соот-
проект- ветствии с принятыми в ОО требованиями
ной
В оформлении текста проектной работы использованы оригиналь-
работы
ные решения, способствующие ее положительному восприятию
Презентация
Проектная работа сопровождается компьютерной презентацией
1-3 б.
проекта
Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно
для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы
Дизайн компьютерной презентации способствует положительному
восприятию содержания проекта
Защита проекта
Защита проекта сопровождается компьютерной презентацией
В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые
навыки и не испытывает коммуникативных барьеров
Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной
деятельности
Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с
содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по
отдельным этапам проектной деятельности
ИТОГО:
Max – 63 балла
ФИО, должность эксперта ________________________________ Подпись
Шкала:
- не менее 55 баллов – «отлично» (высокий уровень)
- не менее 45 баллов – «хорошо» (повышенный уровень)
- не менее 35 баллов – «удовлетворительно» (базовый уровень)
- менее 35 баллов – «неудовлетворительно» (уровень ниже базового)
Экспертное заключение на выполненный проект обучающегося 10 класса
(оценка уровня сформированности УУД)
ФИ обучающегося ____________________________________________
Наблюдаемый уровень1
Перечень оцениваемых УУД
Выс.
Дост.
Неудовл.
Определяет цели деятельности, задает параметры и критерии их достижения
Интегрирует информацию из разных предметных областей и отраслей наук
Выявляет закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
Определяет замысел проекта, ведущую проектную задачу и способы ее решения
Оценивает соответствие достигнутых самостоятельно
результатов целям своей деятельности, взвешивает риски и последствия своей деятельности
Оценивает достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам
Сопровождает созданные самостоятельно тексты графической и иной визуальной информацией
Свободно владеет сервисом PowerPoint для подготовки
презентаций
Вступает в диалог с аудиторией, экспертами; не испытывает речевых барьеров в ходе ответов на вопросы
Итог: ____________________________________________________________
ФИО, должность эксперта _____________________________ Подпись _________
ФИО, должность эксперта _____________________________ Подпись _________
1
В ячейках отмечается один из трех уровней по каждому УУД
Шкала:
- не менее 7-ми позиций высокого уровня – 10 баллов (отлично)
- не менее 5-ти позиций высокого уровня – 7 баллов (хорошо)
- не менее 5-ти позиций достаточного уровня – 5 баллов (удовлетворительно)
- более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня – 0 баллов (неудовлетворительно)
Экспертное заключение на выполненный проект обучающегося 10 класса
(оценка уровня сформированности УУД для учебных исследований)
ФИ обучающегося ____________________________________________
Наблюдаемый уровень2
Перечень оцениваемых УУД
Выс.
Выявляет закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
Понимает основные признаки исследования как вида
деятельности
Выдвигает и формулирует гипотезу исследования
Ставит задачи по проверке гипотезы исследования
Осуществляет поиск информации для решения задач исследования
Разрабатывает план исследования с учетом имеющихся
ресурсов
Выдвигает новые идеи, предлагает оригинальные подходы и решения
Осуществляет проверку гипотезы исследования. Анализирует результаты исследования
Сопровождает созданные самостоятельно тексты графической и иной визуальной информацией
Свободно владеет сервисом PowerPoint для подготовки
презентаций
2
В ячейках отмечается один из трех уровней по каждому УУД
Дост.
Неудовл.
Вступает в диалог с аудиторией, экспертами; не испытывает речевых барьеров в ходе ответов на вопросы
Итог: ____________________________________________________________
ФИО, должность эксперта _____________________________ Подпись _________
ФИО, должность эксперта _____________________________ Подпись _________
Шкала:
- не менее 9-ти позиций высокого уровня – 10 баллов (отлично)
- не менее 7-ми позиций высокого уровня – 7 баллов (хорошо)
- не менее 5-ти позиций достаточного уровня – 5 баллов (удовлетворительно)
- более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня – 0 баллов (неудовлетворительно)