Положение_о_текущем_контроле_и_ПА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолялинского муниципального округа
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МАОУ НМО «СОШ №1»)

ПРИНЯТО
решением
педагогического совета
протокол
от 28.08.2025 №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор Р.Х. Хафизов
Приказ от 29.08.2025
№ 138

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 59115FC99DF7E97FBBC3C07520B5998C
Владелец: Хафизов Рашид Харисович
Действителен: с 09.01.2025 до 04.04.2026

Положение
о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации и об оценке образовательных достижений обучающихся в МАОУ НМО «СОШ № 1»

г. Новая Ляля
2025

Общие положения

1.

1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего

контроля

успеваемости

образовательных
Муниципальном

и

промежуточной

достижений
автономном

обучающихся

аттестации
(далее

-

и

об

оценке

Положение)

общеобразовательном

в

учреждении

Новолялинского муниципального округа «Средней общеобразовательной
школе № 1» (далее - МАОУ НМО «СОШ № 1») определяет формы,
периодичность и порядок проведения внутренней и внешней оценки
достижения обучающихся, а также порядок оформления результатов при
освоении

обучающимися

основных

общеобразовательных

программ

начального, основного и среднего общего образования.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральными государственными образовательными стандартами
начального, основного и среднего общего образования;
-

Федеральными

основными

образовательными

программами

начального, основного и среднего общего образования;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 "Об Утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования" с изменениями и дополнениями;
- Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 г. № 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования";
- Постановлением Правительства РФ от 17.02.2024 г. № 182 "Об утверждении Правил формирования ведения государственной информационной
системы «Федеральная информационная система оценки качества образования»";

- Письмом Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49 "О
направлении

методических

рекомендациями

по

рекомендаций"

системе

оценки

(вместе

с

достижения

методическими
обучающимися

планируемых результатов освоения программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования);
Уставом

-

учреждения

Муниципального

Новолялинского

автономного

муниципального

общеобразовательного
округа

«Средней

общеобразовательной школы № 1».
2. Система оценки достижения планируемых результатов
2.1. Данное Положение основано на системе оценки достижения

планируемых результатов, которая является частью системы оценки и
управления качеством образования в образовательной организации.
2.2. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней

оценки.
Внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
-

внутришкольный

мониторинг

образовательных

достижений

обучающихся (комплексные диагностические работы (в т.ч. оценку
предметных и метапредметных результатов), оценку функциональной
грамотности, оценку уровня мастерства педагогического работника);
- оценку личностных результатов в форме портфолио;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- промежуточную аттестацию обучающихся;
- итоговую аттестацию обучающихся;
- итоговую оценку.
К внешним процедурам относятся:
- Государственная итоговая аттестация;
- Мероприятия по оценке качества образования:

1. Национальные сопоставительные исследования качества общего
образования.
2. Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях,
осуществляющих

образовательную

деятельность

по

основным

общеобразовательным программам.
3. Международные сопоставительные исследования качества общего
образования;
- Региональные сопоставительные исследования качества общего
образования (по решению органа исполнительной власти субъекта РФ).
Особенности каждой из указанных процедур описаны в разделах
«Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения

программы» основных образовательных программ начального, основного и
среднего общего образования и конкретизированы данным Положением.
2.2.1. Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 1, 5 и 10 классов и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений.
Сроки проведения – сентябрь каждого учебного года. Конкретная дата
определяется планом ВСОКО.
В 1-м классе стартовая диагностика проводится в форме встроенного
педагогического наблюдения и комплексной диагностической работы.
В 5-м классе стартовая диагностика проводится по русскому языку, литературе, математике, истории, биологии, географии.
В 10 классе стартовая диагностика проводится по русскому языку, математике и предметам, изучаемым на углубленном уровне.
Стартовая диагностика может проводиться также педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов
(разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.

Стартовая диагностика проводится в 7-м классе по физике и информатике, в 8-м классе – по химии и ОБЗР, в 9-м классе по обществознанию.
2.2.2. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая
оценка может быть формирующей, т. е. поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. Формы и методы проверки определяет учитель. Критерии оценивания
работ по отдельным предметам представлены в Приложении к основной образовательной программе каждого уровня обучения. Результаты текущей
оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
2.2.3. Тематическая

оценка

проводится

в

рамках

календарно-

тематического планирования после изучения отдельной темы. Оценивается
уровень достижения тематических планируемых результатов по учебному
предмету. Формы и порядок проведения тематической оценки определяет
учитель. Критерии оценивания работ по отдельным предметам представлены
в Приложении к основной образовательной программе каждого уровня обучения.
2.2.4. Внутришкольный мониторинг включает также процедуры:
- оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов
(процедуры тесно связаны друг с другом, отдельные метапредметные результаты оцениваются в ходе защиты проекта или исследовательской работы, на
уровне среднего общего образования – защиты индивидуального проекта, все
методики, периодичность представлены в программах формирования и развития УУД разных уровней образования);
- оценки уровня функциональной грамотности (в учебном процесс используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач, используются разные форматы представления информации: рисунки, графики, диаграмы, комиксы, текст и т.д.; формат оцен-

ки уровня функциональной грамотности – комплекная работа или отдельные
работы по составляющим ФГ (читательская грамотность, математическая
грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность,
глобальные компетентности, креативное мышление), работы планируются в
рамках ВСОКО ежегодно.
- оценки уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемой на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещённых уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся (обязательная и заявительная педагогическая аттестация регламентируется отдельным локальным
актом).
2.2.5. Оценка личностных результатов в форме «Портфолио («Портфель достижений обучающихся»).
Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку
обучающихся. Необходимость контроля и оценивания развития личности не
является обязательной. Тем не менее наблюдение за развитием личности
важно для планирования воспитательной работы с обучающимися, работы с
родителями обучающихся, работы с педагогическим коллективом. Формой
представления личностных результатов является «Портфолио».
Ведением «Портфолио» на уровне начального общего образования занимается учитель начальных классов. На уровне основного и среднего общего образования – классный руководитель совместно с обучающимися.
«Портфолио» ведется или в бумажной или в электронной форме. При
ведении «Портфолио» в электронной форме на обучающегося формируется
ссылка на облачное хранилище либо на цифровой сервис.
В «Портфолио» вкладываются результаты внешних и внутренних процедур оценивания, наблюдения за обучающимися в ходе учебных занятий и
внеурочной деятельности, документы, подтверждающие результативность
обучающегося в различных мероприятиях и другие материалы на усмотрение
педагогических работников, родителей и самих обучающихся. В конце учеб-

ного года классный руководитель подводит итоги для оценки динамики формирования личностных результатов в форме характеристики обучающегося.
2.2.6. Психолого-педагогическое наблюдение предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов. Осуществляется ежедневно в рамках урочной и внеурочной деятельности педагогическими работниками, также на индивидуальных
и коллективных мероприятиях, запланированных педагогом-психологом.
2.2.7. Промежуточная аттестация является подтверждением освоения
обучающимися отдельной части или всего объема учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы (урочной и внеурочной
деятельности).
Целью промежуточной аттестации обучающихся является установление
соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в ООП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО,
ФГОС СОО. Формы промежуточной аттестации определяются учебным планом.
Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации:
1. Промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования в формах,
определенных учебным планом.
Промежуточная аттестация по предметам и курсам обязательной части учебного плана проводится в форме учета текущих достижений - выставления годовой отметки за учебный год на основании четвертных (полугодовых) положительных отметок.
Промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности проходит в формах, определенных планом внеурочной деятельности.
2. Сроки годовой промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком организации, но не менее чем за одну неделю до

окончания учебного года в 1 – 8-х и 10-х классах и не менее чем за две недели до начала Государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах.
3. Возможно использование мероприятий по оценке качества образования в качестве мероприятий текущего контроля успеваемости обучающихся,
проводимого в рамках реализации образовательной программы.
4. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают
участие в мероприятиях по оценке качества образования по решению педагогического совета, с согласия родителей (законных представителей) и с учетом особенностей состояния здоровья и психофизического развития.
5. Четвертная (полугодовая) аттестация представляет собой процедуру
аттестации обучающихся, которая начиная со второго класса, проводится в
конце каждой четверти во 2 – 9 классах и в конце каждого полугодия в 10 –
11 классах по каждому изучаемому предмету и курсу учебного плана на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ.
6. Соответствующие отметки выставляются в течение трех последних
дней учебного периода: во 2-9 классах - четверти, в 10-11 классах - полугодия, но не позднее дня его окончания.
7. До начала выставления отметок за учебный период (четверть, полугодие) обучающемуся должна быть предоставлена возможность отработки (выполнения работы над ошибками, выполнение дополнительного задания и
т.п.) неудовлетворительных результатов текущего контроля успеваемости
обучающегося с фиксацией данного факта в электронном журнале.
8. Отметки обучающихся за период (четверть, полугодие) должны быть
выставлены обоснованно и объективно на основе среднего балла обучающегося за данный период.
9. Выставление отметок за четверть (полугодие) производится в соответствии со средней отметкой за период, отображаемой в электронном журнале,
следующим образом:

при средней отметке за период от 4,50 до 5,00 – выставляется отметка «5»,
при средней отметке за период от 3,50 до 4,49 – выставляется отметка «4»,
при средней отметке за период от 2,50 до 3,49 – выставляется отметка «3»,
при средней отметке за период от 2 до 2,49 – выставляется отметка «2».
10. Для объективной аттестации обучающихся за четверть необходимо
наличие не менее трех положительных отметок («3», «4», «5»), за полугодие
необходимо наличие не менее пяти положительных отметок с обязательным
учетом качества знаний обучающихся по письменным проверочным, лабораторным и/или практическим работам.
11. В случае недостаточности оснований для аттестации вследствие
пропусков уроков по болезни или уважительной причине, подтвержденной
документально, обучающийся аттестуется за четверть (полугодие) на основе
результатов письменной работы или устного ответа в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а
также результатов четвертной (полугодовой) письменной работы».
12. Обучающиеся, имеющие менее трех (за четверть) и пяти (за полугодие) положительных текущих отметок вследствие систематических пропусков занятий без уважительной причины, обязаны сдать работы по пропущенному материалу в течение двух первых недель следующей четверти (полугодия).
13. Ответственность за освоение пропущенного материала и своевременную явку обучающегося в ОО для сдачи зачетов несут его родители (законные представители) или сам обучающийся в случаях, предусмотренных
действующим законодательством.
14. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсу, модулю образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаются академической задолженностью.
15. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки,

установленные образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не включая время болезни
обучающегося.
16. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
17. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
18. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
19. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по заявлению родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам при наличии и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
20. Обучающиеся по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в Организации.
21. В 1-м классе промежуточная аттестация представляет собой комплексную работу и заключение учителя об освоении обучающимися соответствующей части основной образовательной программы начального общего
образования, которое заносится в протокол по форме «освоил программу
первого класса» или «не освоил программу первого класса».

22. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации
является основанием для перевода в следующий класс, допуска обучающихся
9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом.
2.2.8. Итоговая оценка за уровень основного и среднего общего образования складывается из результатов внешнего (ГИА) и внутреннего мониторингов и регламентируется нормативными актами РФ. Итоговая оценка по
предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного
образца.
2.2.9. Итоговая аттестация обучающихся проводится при завершении
уровня основного и среднего общего образования по предметам и курсам, в
том числе внеурочной деятельности, не включенным в перечень предметов
для прохождения государственной итоговой аттестации. Формы, порядок и
сроки определяются планом ВСОКО.
2.2.10. Процедуры внешней оценки регламентируются документами муниципального, регионального и федерального уровней.
3. Отдельные положения проведения внутренних процедур оценки
3.1.

Количество, формы, периодичность обязательных мероприятий

при проведении внутренней оценки определяются учителем-предметником и
отражаются в рабочей программе по предмету (календарно-тематическом
планировании)

или

администрацией.

Такой

контроль

является

административным. Административный контроль, внешние и внутренние
мониторинги фиксируются в плане ВСОКО.
3.2.

Формы административного контроля определяются в плане

ВСОКО. Контрольно-измерительные материалы разрабатываются учителем в
соответствии с содержанием рабочей программы совместно с заместителем
директора, курирующим данное направление.
3.3.
ассистента.

Административный контроль проводится в присутствии учителя-

3.4.

Итоги

методических

административного

или

административных

контроля

анализируются

на

учитываются

при

совещаниях,

подготовке анализа работы ОО за истекший период. Являются основой для
корректировки учебного процесса.
3.5.

Педагогические работники доводят до родителей (законных

представителей)
обучающихся

сведения

о

посредством

результатах

заполнения

контроля

успеваемости

предусмотренных

документов

(электронный дневник, электронный журнал), а также по запросу родителей
(законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в
рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся
обязаны

прокомментировать

результаты

контроля

успеваемости

обучающихся в устной форме.
3.6.

При проведении подготовки к административному контролю

необходимо

исключить

ситуации

замещения

полноценного

учебного

процесса в соответствии с образовательной программой многократным
выполнением однотипных заданий конкретного контрольного мероприятия;
при проведении - учитывать необходимость реализации в рамках учебного
процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование
массива результатов,

анализ результатов

учителем,

разбор

ошибок,

допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных
проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала.
3.7.

Внутренний

контроль

может

быть

заменен

внешними

мониторингами (при наложении сроков работ) для снижения нагрузки на
обучающихся и педагогов. Указанные работы проводятся по текстам,
полученным от организаторов внешнего мониторинга.
3.8.

В качестве результатов текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации могут быть учтены результаты, полученные в
иных

Организациях,

в

соответствии

с

порядком,

определенным

образовательной организацией.
3.9. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов

прописаны в разделе «Система оценки образовательных результатов»
основных

образовательных

программ.

Для

проведения

оценки

метапредметных результатов возможно привлечение сторонних организаций.
3.10. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному
учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей
освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным
учебным планом.
4. Система оценивания
4.1.

Контроль успеваемости обучающихся первых классов в течение

учебного года осуществляется без балльного оценивания.
4.2.

Контроль успеваемости во втором и последующих классах по

предметам и курсам обязательной части учебного плана осуществляется по
пятибалльной системе: «отлично» - 5, «хорошо» - 4, «удовлетворительно» - 3,
«неудовлетворительно» - 2; за отсутствие выполненного задания или отказ
от ответа учитель имеет право поставить 1балл.
Контроль успеваемости во втором и последующих классах по курсам
части формируемой участниками образовательных отношений учебного
плана учебного плана осуществляется

по бинарной системе «зачет» -

«незачет».
При проведении промежуточной аттестации на курсах внеурочной
деятельности используется система «зачет» - «незачет».
4.3.

Выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках

после отсутствия обучающегося по уважительной причине недопустимо, так
как это сдерживает развитие успехов в его учебно-познавательной
деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебному
предмету.

5. График контрольных мероприятий
5.1.

Все

формы

внешнего

и

внутреннего

контроля,

которые

подразумевают выполнение работы всеми обучающимися класса при
занятости более 30 минут, включаются в единый график контрольных
мероприятий.
5.2.

Общее количество оценочных процедур и периодичность их

проведения должно соответствовать требованиям:
- оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной
параллели проводятся не чаще 1 раза в 2,5 недели;
- недопустимо проводить оценочные процедуры на первом и
последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым
проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым
или последним в расписании;
- не проводить для обучающихся одного класса более одной
оценочной процедуры в день.
5.3. Длительность

контрольной

работы,

являющейся

формой

письменной проверки результатов обучения с целью оценки уровня
достижения предметных и (или) метапредметных результатов, в начальных
классах составляет один урок (не более чем 45 минут), контрольные работы
проводятся, начиняя со 2-го класса.
5.4. Длительность

контрольной

работы,

являющейся

формой

письменной проверки результатов обучения с целью оценки уровня
достижения предметных и (или) метапредметных результатов, в 5 – 11-х
классах составляет

от одного до двух уроков (не более чем 45 минут

каждый).
5.5. Длительность практической работы в 5 – 11-х классах, являющейся
формой организации учебного процесса, направленной на выработку у
обучающихся практических умений, включая лабораторные, интерактивные
и иные работы и не являющиеся формой контроля, составляет один урок (не
более чем 45 минут).

5.6. Объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени,
отводимого на изучение данного учебного предмета или курса в данном
классе в текущем учебном году.
5.7. График контрольных мероприятий формируется на полугодие и
размещается на официальном сайте образовательной организации в разделе
«Документы» в течение двух недель от начала полугодия. При внесении
изменений в график необходимо своевременно публиковать данные на
официальном сайте.
6. Заключительные положения
6.1.

Настоящее Положение является локальным нормативным актом,

принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора образовательной организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
6.2.

Положение размещается на официальном сайте образовательной

организации в сети Интернет, на информационном стенде, а также доводится
до сведения родителей (законных представителей) обучающихся на родительских собраниях.
6.3.

Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,

оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.4.

Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и

дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном законодательством.
6.5.

После принятия Положения (или изменений и дополнений от-

дельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».